МОТЕТ - Страница 4

Исследователи отмечают, что это наблюдение можно экстраполировать и на другие мотеты, сочинявшиеся в то время на литургические тексты. Репертуар мотетов в XV–XVI вв. был приспособлен к исполнению в самых разных обстоятельствах. Как церковные песнопения мотеты чаще всего использовались в качестве вставок, украшающих богослужение мессы или вечерни. Но исследователям известна также практика замены на мотеты положенных по уставу частей ординария и проприя мессы. Наиболее широко она процветала в 1470–1500 гг. в Милане, где сочинения Луазе Компера, Гаспара ван Веербеке и Франкина Гафурия образовывали циклы устойчивой структуры (motetti missales) – обычно по восемь мотетов на тексты в честь Девы Марии (loco Introitus, loco Gloria, loco Credo, loco Offertorii, loco Sanctus, ad Elevationem, loco Agnus и loco Deo gratias), объединённых в ладовом и в иных отношениях. Немалое число произведений XV в. было написано для особых молитвенных собраний, посвящённых Пресвятой Богородице. Многие из них выдержаны в заимствованной у англичан кантиленной манере: опорное двухголосие тенора и сопрано, образующих между собой мягко звучащие консонансы, дополняется контратенором. Сохранялся спрос и на мотеты для торжественных процессий и церемоний. Среди произведений подобного рода – масштабные и сложнейшие в техническом отношении композиции Гийома Дюфаи, венчающие историю изоритмической разновидности жанра: мотет «Ecclesiae militantis», написанный, как полагают исследователи, для коронации 11 марта 1431 г. папы Римского Евгения IV (Габриеля Кондульмера) и мотет «Nuper rosarum flores», созданный по случаю освящения 25 марта 1436 г. флорентийского кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре с куполом по проекту Филиппо Брунеллески, пропорции которого отразились в структуре произведения. В первой половине XVI в. задокументирован обычай исполнять мотеты во время папских застолий, существовавший, как полагают исследователи, и в более ранние времена. Большое влияние на историю жанра оказало изобретение нотопечатания. Изданный Оттавиано Петруччи в 1502 г. первый выпуск собрания мотетов (Motetti A) стал первой нотной коллекцией эпохи Ренессанса, целиком посвящённой данному жанру. Как и вышедший годом позже второй выпуск (Motetti B), он был опубликован в формате, предназначенном не для церковных хоров, а для любителей домашнего музицирования; всего фирмой О. Петруччи было издано девять мотетных собраний. Неслучайно среди текстов мотетов, вошедших в сборники О. Петруччи, много заимствований из обихода личных молитв. Вместе с тем в первой половине XVI в. некоторые церковные хоры копировали мотеты непосредственно из публикаций О. Петруччи, включая их в свой репертуар. В XVI–XVII вв. многие издания мотетов содержали на титульном листе альтернативное жанровое обозначение на латинском языке, как, например, утерянное собрание музыки Клемана Жанекена 1533 г. «Sacrae cantiones seu motectae» («Священные песнопения, или Мотеты»). В этом отразилась мода на «правильные» латинские названия жанров, в то время как термин «мотет» воспринимался гуманистами (Джозеффо Царлино, Джованни Баттиста Дони) как укоренившийся в обыденном словоупотреблении «варваризм» (nome Barbaro).

 



 
PR-CY.ru