МОТЕТ - Страница 2

Дифференциацию голосов усиливало применение в каждом из них разных ритмических фигур (составленных согласно принятой в то время системе ритмических модусов) с последующими их повторениями. Наибольшей подвижностью отличалась декламация текста в верхнем голосе, ритмика которого достигает особой сложности и изысканности на рубеже XIII и XIV вв. в произведениях Пьера де ла Круа. Проникновение текстов куртуазного или даже эротического содержания на старо-французском языке в верхние голоса мотета вызывало критику этих сочинений как таковых и прежде всего – попыток исполнения их в церкви (в частности, в булле папы Римского Иоанна XXII «Docta sanctorum» 1324/1325 г. наряду с осуждением собственно музыкальных «излишеств» полифонии Ars nova). Однако парадоксальная смысловая организация подобных мотетов не считалась в Средние века абсурдом. Между контрастными во многих отношениях текстами предполагался диалог, ключ к пониманию которого находился в теноре: светская поэзия в верхних голосах, образующая собственные тонкие смысловые связи, могла содержать аллюзии на библейские и литургические тексты и воспринималась как аллегория или пародия положенной в основу сочинения латыни. Упоминание Пресвятой Богородицы или определённого святого в теноре могло означать наличие реального адресата (прекрасной дамы или знатного покровителя автора), имя которого можно было зашифровать и иными способами (например, при помощи акростиха или числовой символики). Мотет Филиппа де Витри, в том числе и приписываемые ему произведения, вошедшие в «Роман о Фовеле» Жерве дю Бю (1317 или 1318 г.), в иносказательной форме отражают реальные события современной французской истории и дают им оценку. Замысловатое устройство средневековых мотетов выводило этот жанр далеко за пределы популярной культуры. О необходимости исполнять мотеты только перед избранной публикой писал в трактате «О музыке» (около 1300 г.) Иоанн де Грокейо: необразованные люди не оценят утончённости подобных сочинений и не получат от их прослушивания удовольствия. Французский мотет XIV в. уступает место ведущего жанра эпохи светским многоголосным песням, однако продолжает развитие: укрупняется масштаб сочинений, усложняется их структура. По большей части это трёхголосные, как и прежде, композиции, однако в некоторых мотетах наряду с тенором появляется близкий ему по тесситуре и ритмическому строению контратенор, и количество голосов возрастает до четырёх. Начиная с мотета из «Романа о Фовеле» тенор организуется изоритмически: его мелодия (color) ритмизуется посредством повторения относительно короткой последовательности нотных длительностей (talea) – обычно на один колор приходятся три или четыре ритмические фигуры; при повторении колора длительности нот пропорционально уменьшаются. Изоритмия используется в большинстве из 23 мотетов Гильома де Машо, причём в некоторых из них этот приём применяется и к паре более подвижных верхних голосов. Подчинение всех голосов изоритмическому принципу (панизоритмия) наблюдается у последователей композитора – авторов анонимных мотетов конца эпохи Ars nova, а также у мастеров XV в. (Джон Данстейбл, Гийом Дюфаи). Количество мотетов с французскими текстами куртуазного характера в это время уменьшается, многие латинские сочинения связаны с историческими событиями и личностями.

 



 
PR-CY.ru