МАРТИН - Страница 10

В работе над произведением Мартин опирался на одноимённый трактат Сенеки: в ряде случаев прибегал к парафразам, большое число выражений античного философа было сохранено без изменений, лишь вступление и заключительные слова полностью написаны Мартином. При этом он существенно изменил структуру текста Сенеки, создав последовательные описания внешних проявлений гнева, его последствий и способов его усмирения. Сочинение «Правило добродетельной жизни» («Formula vitae honestae») в Средние века было распространено больше всех других произведений Мартина (исследователям известно около 600 рукописей). О сочинении упоминает уже Исидор Севильский, который называет его «О различиях четырёх добродетелей». Принятое в настоящее время название впервые встречается в книге «О знаменитых мужах» («De viris illustribus») Сигиберта из Жамблу (ум. в 1112 г.). Самые ранние сохранившиеся рукописи исследователи относят к IX–X вв., исследователям известны около 12 манускриптов этого периода. В части из них трактат не содержит названия и указания на авторство, а также посвящения королю Мирону. Впоследствии подобный вариант, получивший распространение под названием «О четырёх добродетелях» или «О четырёх основных добродетелях» («De quattuor virtutibus (cardinalibus»)), был приписан Сенеке. Впервые данная атрибуция зафиксирована в каталоге книг аббатства святого Эммерама в Регенсбурге (X в.), но широкое распространение она получила с XIII в., когда сочинение было переведено на провансальский, французский и итальянский языки. Сохранилось больше сорока манускриптов XIV в. и около 200 – XV в. На него ссылались Винцентий из Бове, Данте Алигьери, Джефри Чосер, Кристина де Пизан и др. До XVI в. сочинение «О четырёх добродетелях» использовалось в качестве учебника в начальной школе (упоминается среди учебников Гаргантюа в романе Франсуа Рабле). Одним из первых, кто отвергли авторство Сенеки и атрибутировали трактат Мартину, был Франческо Петрарка (1304–1374 гг.), однако его точка зрения получила распространение далеко не сразу. Как произведение Сенеки трактат вошёл в несколько десятков инкунабул, самая ранняя из которых была издана Иоганном Фустом и Петером Шёффером в Майнце (1463 г.). Впервые полный текст «Правила…» с верным указанием автора был напечатан в приложении к «Комментарию на Евангелие от Матфея» Кристиана из Ставло, изданном Якобом Вимпфелингом в Страсбурге (1514 г.). Тем не менее, данное издание осталось малоизвестным, о чём свидетельствует включение трактата в «Собрание сочинений» Сенеки, подготовленное Эразмом Роттердамским (1515 г.). Широкую известность это сочинение в авторстве Мартина приобрело после публикаций Эдви Вине (1544 г.), Жана Кузена (1545 г.) и Маргерина де ла Биня (1575 г.).

 



 
PR-CY.ru