МАРТИН - Страница 7

Несмотря на связь Мартина с франкской традицией, в «Главах...» отсутствуют какие-либо параллели с постановлениями галльских Соборов. Среди пастырских исследователи отмечают сочинение «О наставлении селян» (или «Об исправлении простецов»; «De correctione rusticorum»), которое входит в состав более десятка средневековых рукописей, самая ранняя из которых датируется VII в. Поскольку первый канон второго Бракарского Собора предписывал каждому епископу совершать обязательную визитацию своего диоцеза, Мартин адресовал одному из участников Собора, епископу Полемию, произведение, содержащее материал для катехизации малообразованной паствы (rustici); некоторые исследователи предполагали, что слово «rustici» использовалось Мартином для обозначения язычников. Сочинение «О наставлении селян» состоит из 19 глав. Оно начинается с повествования о создании неба и земли, а также о сотворении ангелов. Стоявший во главе всех прочих духовных творений ангел (archangelus) не пожелал славить Творца и из-за гордыни был низвержен с небес. Лишившись небесного света, он стал дьяволом, изобретателем зла. Далее Мартин описывает красоты земного рая, создание Адама и Евы и их грехопадение. Идолопоклонничество возникло после потопа среди потомков Ноя, которые, «отбросив Творца и обратившись к творениям», стали почитать солнце, луну, звёзды и воды как божества (cр.: Рим. 1:22–25). Падшие ангелы, принявшие имена античных богов (в сочинении упоминается Юпитер, Венера, Марс и Сатурн), совершают ужасные преступления, искушают простецов, заставляя их приносить жертвы и поклоняться животным. В заключение трактата Мартин описывает добровольную жертву, принесённую Спасителем на Кресте для искупления людей от грехов, первым из которых названо идолопоклонничество (таким образом Мартин дополняет перечень грехов, содержащийся в Мф. 15:19). Особо подчёркивается значение таинства крещения. Святой последовательно критикует предсказания, заговоры и амулеты, уделяет внимание календарным вопросам (осуждаются традиция называть дни недели в честь языческих богов, празднование начала года в январские календы, а также другие нехристианские торжества). Сочинение «О наставлении селян» написано нарочито упрощённым языком с использованием вульгаризмов. Ряд исследователей полагают, что некоторые языческие практики описаны Мартином на основе обычаев, свидетелем которых он был.

 



 
PR-CY.ru