МАРТИН - Страница 9

Среди нравственно-аскетических сочинений исследователи называют три небольших моральных трактата: «Ради избавления от хвастовства» («Pro repellenda iactantia»), «О гордыне» («De superbia») и «Поощрение к смирению» («Exhortatio humilitatis»). Они известны только в двух средневековых рукописях: «Эскориальском кодексе» X в. и манускрипте первой половины XIII в., также хранящемся в библиотеке Эскориала и происходящем из монастыря Сан-Сальвадор-де-Онья (ныне провинция Бургос, Испания). Эти сочинения были упомянуты иезуитом Хуаном де Марианой (1536–1624 гг.) в «Истории Испании» (1592 г.) среди произведений Мартина; впервые опубликованы испанским историком и антикваром Хуаном Тамайо де Саласаром во втором томе «Испанского Мартиролога» (1652 г.) на основе нескольких не известных исследователям в настоящее время рукописей, одна из которых, как полагают исследователи, восходила к «Эскориальскому кодексу». Трактат «Поощрение к смирению» был издан в 1778 г. на основе рукописи из монастыря Сан-Сальвадор-де-Онья в составе собрания сочинений Исидора Севильского. Трактаты Мартина на моральные темы тесно связаны между собой, что впервые было отмечено Карлом Паулем Каспари. Так, в конце сочинения «Ради избавления от хвастовства» говорится, что хвастовство порождает больший грех – гордыню, которая будет рассмотрена в следующем трактате. Спасение же от этих грехов следует искать в смирении, ставшем темой третьего трактата. Исследователи отмечают, что сохранившиеся тексты не содержат посвящений, в связи с чем нельзя судить ни об обстоятельствах их создания, ни о первоначальной структуре текста. На основе упоминаний царя Давида в трактате «О гордыне» исследователи делали предположение, что адресатом данных текстов мог быть король свевов либо один из его приближённых. Тем не менее, в трактате содержатся отсылки к сочинению «О правилах общежительных монастырей» и к «Собеседованиям» Иоанна Кассиана Римлянина (особое значение придаётся отшельничеству). Исследователи полагают, что трактат «О гордыне», составленный, по-видимому, до того, как Мартин занял архиепископскую кафедру, был адресован монахам. Исследователям известно также, что при написании трёх моральных трактатов Мартин опирался на сочинения Августина Блаженного, вопрос же о влиянии на его тексты устава Венедикта Нурсийского остаётся спорным. Следующее сочинение – «О гневе» («De ira») – создано вскоре после второго Бракарского Собора по просьбе Витимира (Виттимера), епископа Аурии (современный Оренсе, Испания). Сочинение содержится в «Эскориальском кодексе» X в. и в мадридской рукописи XVII в. Вместе с другими моральными трактатами Мартина оно упомянуто Хуаном де Марианой и впервые опубликовано Тамайо де Саласаром.

 



 
PR-CY.ru