МАДАБА, Медаба - Страница 8

Мозаичный декор, в основном, орнаментальный. Композиционным центром мозаики служил большой медальон (диаметр 2,2 м), расположенный в центре главного нефа. В нём помещено изображение женской фигуры – аллегория моря. На остальной поверхности мозаики повторяется изображение двух птиц, обращённых друг к другу спинами. Параллели ему находятся, в основном, в сирийском искусстве. Боковые нефы украшены геометрическими мотивами. В 1985 г. на территории севернее церкви эль-Хадир и также вдоль кардо был обнаружен частный дом, который архимандрит Мелетий (Метаксакис) сначала идентифицировал как церковь. Во время открытия мозаики были обнаружены следы пожара, и постройка получила название «сгоревший дворец». Его план напоминает исследователям атриум: в центре открытый двор, облицованный камнем, а по сторонам расположены комнаты с мозаичными полами. Самая большая комната украшена особенно красивой мозаикой. Рядом со входом расположено изображение двух сандалий, в медальонах из аканфовых остроконечных листьев представлены различные животные. Кроме того, были найдены бронзовые дверные замки, один из которых украшен львиной головой, а также трипод с головой пантеры (на центральной ножке), бюстом Диониса (так называемый трипод типа пантеры). В начале XX в. Дж. Манфреди упоминал мозаику с изображением вакхической процессии, украшавшей квадратную комнату некоего древнего частного дома, на месте которого стоял дом бедуинской семьи. Процессия состояла из изображений Ариадны и Сатира; сейчас часть этой мозаики перемещена в археологический музей Мадабы. В 1960 г., во время строительства дороги в юго-западной части телля, были открыты ещё две комнаты, мозаичный декор полов образован геометрическими мотивами и сценами из греческой мифологии (Ахиллес и Патрокл, эроты, вакхическая процессия). В этой же части города были найдены мозаики с изображениями обнажённого юноши, который борется со львом (идентифицированы как Геракл и Немейский лев). В южной части Мадабы, напротив археологического музея, был обнаружен мозаичный пол (так называемый зал четырёх сезонов), напоминающий «зал Ипполита». Здесь, также у входа, были изображены сандалии, но наиболее примечательными исследователи считают четыре лица-маски, символизирующие времена года. Они помещены в угловые части мозаичного панно и окружены изображениями различных плодов. Судя по количеству артефактов, найденных в городе, для исследователей очевидно, что центр мозаичной мастерской располагался в Мадабе. Однако деятельность мастеров распространялась и за пределы города. Имена многих мозаичистов известны исследователям по надписям. Так, Келос, Кеомос и Илия украсили диаконник-крещальню в церкви Моисея на горе Нево в 530 г.; Наум, Кириак и Фома работали в церкви великомученика Георгия в деревне Хирбет-эль-Мухайят близ Нево в 536 г.; имя мастера Саламина исследователи встречает на мозаике церкви святых Апостолов в Мадабе; Ставракий из Хисбана, сын Зады, с подмастерьем Евремией оставили имена на верхней мозаике в жертвеннике церкви святого Стефана в Умм-эр-Расасе (756 г.). Таким образом, школа продолжала действовать и развиваться с VI по VIII вв. Пиччирилло считает, что мастера работали по образцам и эскизам, привезённым в Мадабу из столичных центров Византийской империи. К. Дофен считает мозаичные школы Мадабы и Герасы равными по художественному значению.



 
PR-CY.ru