МАДАБА, Медаба

МАДАБА, Медаба – город в Иордании в 30 км южнее Аммана; население около 60 тыс. человек, из которых около третьей части составляют христиане (преимущественно арабы-католики). В позднеантичную эпоху Мадаба – епископская кафедра в составе митрополии Аравия Антиохийской православной церкви; известна исследователям многочисленными памятниками христианской архитектуры и мозаиками V–VIII вв., в том числе мозаичной картой VI в. с изображением Святой земли. Поселение существовало со времён бронзового века (II тыс. до н.э.). Мадаба упомянута в Священном Писании как пограничный город в земле моавитян (Числ. 21:30; Нав. 13:9). В 129/128 г. до н.э. была завоёвана Иоанном I Гирканом и несколько десятилетий находилась под управлением государства Хасмонеев. С середины I в. до н.э. перешла под власть Набатейского царства и оставалась в его составе до 106 г. н.э., когда была присоединена к Римской империи, вошла в состав провинции Аравия, центр которой находился в Бостре (ныне Бусра-эш-Шам, Южная Сирия). На протяжении большей части древней истории Мадаба оставалась небольшим, отдалённым от культурных центров и малозаметным городом. О ходе развития здесь христианской общины исследователям известно крайне мало. Наиболее раннее свидетельство даёт история мучеников Зинона и Зины, которые происходили из деревни Зизиун недалеко от Мадабы и пострадали на рубеже III и IV вв. в Филадельфии (ныне Амман). Первые надёжные сведения о епископской кафедре Мадабы исследователи относят лишь ко времени четвёртого Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.). На Соборе митрополит Константин Бострский подписал соборные акты от имени епископа Мадабы Гайана. Большинство епископов Мадабы той эпохи известны исследователям только по именам, которые упоминаются в мозаичных посвятительных надписях, исследованных археологами в храмах города. Вместе с тем община Мадабы в V–VII вв. была довольно зажиточной. В городе были построены несколько крупных базилик, украшенных напольными мозаиками. В течение VIII в. Мадабу покинули жители, город был разрушен землетрясениями; в последующее тысячелетие сведений о Мадабе у исследователей нет. Судя по найденным остаткам средневековой керамики, небольшое поселение периодически возникало и исчезало в эпохи Айюбидов и Мамлюков (XII–XV вв.). Возрождение Мадабы началось в 1880 г., когда сюда из Карака переселились 90 семей арабов-католиков во главе с двумя священниками Латинского Иерусалимского патриархата. С этого же времени началось исследование города археологами. В 1896 г. была обнаружена мозаичная карта Святой земли, неизменно привлекающая большое внимание исследователей. В 1913 г. в центре города возвели католическую церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя. В её крипте, восходящей к античной эпохе, согласно местному преданию, была некогда погребена глава Иоанна Крестителя. В 1967 г. Ватикан признал, что это место подлинно свидетельствует о жизни и почитании Иоанна Крестителя (древние артефакты на месте этого храма немногочисленны и изучены слабо).

 



 
PR-CY.ru