МАДАБА, Медаба - Страница 6

На мозаике в нём изображены нильские сцены и мифологические мотивы, связанные с сюжетом трагедии Еврипида «Ипполит» (действующие лица обозначены именами Федра, Ипполит и др.). На другой панели представлены восседающая на троне Афродита, рядом с ней Адонис, Грация и три эрота. К этим сценам добавлены три персонификации богини Тюхе, символизирующие Рим, Грегорию (не известный исследователям город) и Мадабу. Сидящие на тронах богини Тюхе держат длинные жезлы, увенчанные крестами. Исследователи отмечают, что художественный стиль мозаик не отличается особым изяществом. На втором этапе развития здания зал был разделён на маленькие комнаты. В конце VI в. на этом же месте на пожертвования некоего Мины была построена церковь Пресвятой Девы Марии. Уровень её мозаичного пола расположен на 1,3 м выше «зала Ипполита». Экзонартекс и нартекс церкви оказались над «залом Ипполита». Центральный неф церкви сохранил форму ротонды, повторяя очертания расположенной под ним римской постройки. Южная стена церкви частично выходит на кардо. Алтарная часть образована с помощью соединения квадратного помещения и полукруглой апсиды, внешние стены которой имеют полигональную форму, отражая константинопольское или малоазийское влияние. Исследователи считают, что в эпоху правления раннеисламской династии Омейядов, при епископе Феофане, мозаичный пол был обновлён в соответствии с новой тенденцией аниконизма – отказа от фигуративных изображений. Центральным мотивом новой программы декора стал круг со сложным переплетением геометрических фигур; в мозаике теперь не было фигуративных изображений. В мозаике исследователи встречают также греческие надписи, прославляющие Христа и Пресвятую Богородицу. Отдельные исследования указывают, что надписи содержали мотив полемики с исламом. Вопрос датировки этой новой мозаики представляется неоднозначным. Пиччирилло указывал на посвятительную надпись, в которой содержится точная датировка, читаемая им как 767 г. н.э. Однако выложенное мозаикой число сохранилось нечётко. По мнению Шарля Симона Клермон-Ганно, который первым описал эту надпись, на ней указан год 974 по эре Мадабы, что соответствует 662 г. н.э. Однако в контексте открытий аналогичных орнаментальных мотивов в декоре христианских храмов Иордании и Палестины, которые датируются по данным нумизматики и керамики V–VI вв., датировка этого памятника раннеисламской эпохой уже не выглядит столь уверенной и в настоящее время остается спорной. Церковь пророка Илии расположена на южной стороне кардо, напротив церкви Пресв.ятойДевы Марии, построена в конце VI – начале VII вв., при епископах Мадабы Сергии и Леонтии, имена которых упоминаются в посвятительных надписях. В одной из них указаны посвящение храма пророку Илии и дата строительства (или перестройки) церкви – 607/608 г.; на другой сохранилась дата сооружения крипты под церковью – 595/596 г. Церковь была обнаружена в 1897 г. Дж. Манфреди. После нескольких десятилетий исследований в 1992 г. она была включена в территорию археологического музея Мадабы.

 



 
PR-CY.ru