МАДАБА, Медаба - Страница 3

В римский и византийский периоды город расширялся в северо-западном направлении. Свидетельства о наиболее древних периодах поселения на этом месте – две гробницы позднебронзового периода (XIII в. до н.э.), открытые в районе городского некрополя. Гробница железного века обнаружена на склонах холма в центре телля (южная часть Мадабы). Мемориальный памятник времени набатейского царя Ареты IV (37 г. н.э.) был построен городским стратигом Абдободатом из племени Амират (араб. Banu ‘Amrat) и посвящён его отцу Итайбелу и его сыну с тем же именем. Надпись на греческом и латинском языках сообщает, что на третий год по летосчислению римская провинция Аравия (108/109 г. н.э.) другой представитель того же племени Абгар (Исъон), сын Моноата, построил гробницу для своего сына Селамана. В греческой надписи, найденной в эль-Мушаккар, на дороге между Хисбаном и Телль-эр-Раме, упоминается некий жрец и член городского совета Зайдалла Петригенус из Мадабы в качестве ктитора памятника неизвестному римскому императору. От II–III вв. сохранились надписи на греческом и латинском языках, где упоминается о центурионах третьего Киренаикского легиона, который был расквартирован в Аравии. Среди них была найдена также посвятительная надпись 219 г. с упоминанием имени римского наместника Юлиана. При династии Северов (конец II – первая треть III вв.) Мадаба имела свой монетный двор. В основном, на монетах помещали изображения Гелиоса, Тюхе, сидящие или стоящие фигуры жителей Мадабы, изображения бейтелей в тетрастильных портиках. Сохранилось лишь несколько фрагментов построек Мадабы римской эпохи – это детали главного портика кардо, а также детали некоего круглого общественного здания или святилища, использованные в нескольких византийских постройках. Исследователи отмечают, что христианские храмы византийской и раннеисламской эпох (VI–VIII вв.) представляют собой наиболее значительные из раскопанных объектов Мадабы; всего их 11. Они разбросаны по всей территории города и, как полагают исследователи, некогда объединяли под своими сводами приходские общины, образованные в кварталах. Ныне храмы известны исследователям под условными названиями, которые дали им археологи. Изначальные посвящения определяются в некоторых случаях уверенно, но чаще лишь гипотетически. Все строения античной и византийской эпох сохранились лишь на уровне фундаментов, крипт; остатки стен исследователи встречают редко. В настоящее время над частью их сооружены музейные навесы; другие включены в структуры христианских храмов конца XIX – XX вв., построенных так, чтобы древние конструкции и мозаики были хорошо видны. Православная церковь великомученика Георгия (базилика Мадабской карты) находится рядом с северными воротами Мадабы и была известна исследователям ещё до открытия мозаичной карты. В 1880 г. это место было избрано общиной Антиохийской православной церкви для строительства капеллы и дома священника. К востоку от построек располагалось кладбище. В 1892 г. П.М. Сежурне снова обследовал местность и план древней постройки, в 1895 г. Фредерик Джон Блисс зарисовал её. Новая православная церковь была построена в 1896 г., что потребовало раскрытия близлежащих участков.

 



 
PR-CY.ru