МАКАРИЙ - Страница 7

Со старообрядческой средой связано одно из ранних сохранившихся изображений Макария, включённого в состав русских святителей и преподобных на иконе «Образ святых благоверных российских князей» (первая половина XIX в. Государственный музей истории религии; происходит из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге). Макарий представлен в нижней левой группе преподобных, в четвёртом ряду, четвёртым от края. Его голова не покрыта (куколь на плечах), в нимбе надпись: «П Макарïи Белевскiи». Исследователям неизвестна иконография образа Макария, который в 1884 г. вложил по обету в Воскресенскую единоверческую церковь в Белёве (1818 г.) купец-старообрядец П.М. Федосеев, исцелившийся по молитве к святому от болезни глаз. Большое число икон святого появилось накануне и после восстановления его почитания. Так, в 1886 г. был объявлен сбор средств на написание иконы Макария для Спасо-Преображенского монастыря в Белёве, в 1888 г. городская дума выделила сумму на создание иконы преподобного для белёвского соборного храма. Сохранялась традиция частных вкладов, например, купец П.М. Федосеев в 1895 г. заказал в Троице-Сергиевой лавре икону с образами трёх преподобных – Макария, Сергия Радонежского и Тихона Калужского (эту икону поместили в древний киот от иконы 1708 г. в часовне над колодцем Жабынцом). В Макариевском храме (освящён в 1895 г.) справа, за клиросом на возвышении, стояла под резной позолоченной сенью металлическая посеребренная рака «с изображением лика преподобного Макария». На немногих сохранившихся иконах конца XIX – начала XX вв. предпочтительной является иконография, где святой держит посох в руке. Так Макарий представлен, например, на небольшом изготовленном на металле образке (1900 г., частное собрание), в росписях Успенского собора бывшего женского Успенского монастыря (1908 г., Тула) – на фоне монастырских строений. В 1913 г. к очерку о Жабынской пустыни в журнале «Русский инок» было создано несколько иллюстраций с житийными сценами: Макарий совершает молитву на пепелище обители; встреча Макария с умирающим от жажды поляком (рисунок пером, художник Никитин). Сказание о чуде изведения преподобным источника выделено в отдельный сюжет. Современная икона (начало XXI в.) такого типа представлена в нижней церкви во имя Всех святых, в земле Тульской просиявших, Успенского кафедрального собора (в отдельно стоящем киоте слева от иконостаса). Макарий изображён в молении, его левая рука простёрта к образу благословляющего Спасителя в небесном сегменте, в правой святой держит жезл, из-под которого истекает ручей. Возле источника изображена меньшая по масштабу фигура лежащего поляка в воинских доспехах, он протягивает руку к Макарию в жесте прошения. Фоном служит изображение леса на возвышенности, обозначенной в виде лещадок. Печатная копия этой иконы находится в местном ряду иконостаса Знаменского собора Макариевской пустыни.

 



 
PR-CY.ru