МАКАРИЙ - Страница 3

В записях монастырского синодика, относившихся к началу XVIII в., Макарий именовался преподобным. Согласно сведениям из вкладной книги монастыря, в 1708 г. окольничий Никита Иванович Акинфиев (Акинфов) пожертвовал в пустынь икону святого «во окладе серебряном, в киоте, писанном красками, на створех образы архангелов Михаила и Гавриила». Впоследствии драгоценный образ был утрачен, к концу XIX в. сохранился лишь киот. В 1895 г. на средства белёвского купца-старообрядца П.М. Федосеева иконописцами Троице-Сергиевой лавры был написан образ Макария с преподобными Сергием Радонежским и Тихоном Калужским. Образ поместили в древний киот и поставили в часовне над колодцем Жабынец. Память «преподобнаго Макариа Жабынскаго» под 2 января отмечена в месяцеслове ростовского купца Николая Александровича Кайдалова, составленном им в 1868 г. («Месяцослов Православной русской церкви с присовокуплением некоторых подвижников благочестия, местно чтимых в России» – Российская государственная библиотека, современный шифр установлен Еленой Владимировной Романенко). Игумен Иона (Белобородов; 1875–1886 гг.) содействовал восстановлению почитания Макария в обители. В 1879 г. он поставил в Никольской церкви над предполагаемым местом погребения святого деревянную раку, для которой был написан надгробный образ Макария в полный рост со свитком в руках. Игумен Иона (Белобородов) восстановил также часовню над колодцем. В 1886 г. он сообщал в Тульскую духовную консисторию, что в память святого 22 января служит соборную панихиду. Настоятель предполагал, что совершение панихид началось в 1816 г. после обретения гроба святого. В 1884 г. купец П.М. Федосеев, исцелившийся по молитве Макария от заболевания глаз, заказал написать для Вознесенского единоверческого храма образ святого. По просьбе купца 22 января того же года в этом храме состоялось празднование памяти Макария. В октябре 1885 г. на заседании Белёвской городской думы было решено ходатайствовать перед Тульским и Белёвским архиепископом Никандром (Покровским) о разрешении служить Макарию молебны. В марте 1886 г. жители города обратились в Синод с прошением о канонизации Макария. Прошение поддержал помещик из деревни Береговая Белёвского уезда барон Николай Карлович Нольде, находившийся в переписке с историком Михаилом Петровичем Погодиным. Указом от 9 января 1886 г. Синод поручил архиепископу Никандру (Покровскому) произвести «обстоятельную проверку данных». До решения вопроса о канонизации в том же 1886 г. по инициативе жителя Белёва И.П. Воскова был открыт сбор средств на написание иконы святого для белёвского Преображенского монастыря. Помимо иконы на собранные средства были изготовлены киот, посеребренный подсвечник и серебряная лампада. В июне 1886 г. реликвии передали во Введенский храм Преображенской обители. 26 июля 1886 г. комиссия в составе кафедрального протоиерей А.И. Иванова, благочинного белёвских храмов протоиерея М.Ф. Бурцева и настоятеля Преображенского монастыря иеромонаха Анатолия (Турбина) подготовила заключение о почитании Макария и отправила его в Духовную консисторию.

 



 
PR-CY.ru