МАКАРИЙ

МАКАРИЙ (1539 (?) – 1623/1622 гг.) – Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря, преподобный (память 22 января и 22 сентября – в Соборе Тульских святых). «Книга глаголемая Описание о российских святых» упоминает Макария как основателя Жабынской пустыни: «Преподобный священноинок Макарий начальник Жабынскаго монастыря Введения Пресвятыя Богородицы, Белевский новый чудотворец, преставися в лето 7130 месяца генваря в 22 день». В некоторых списках «Книги глаголемой...» и в «Перечнях всех российских чудотворцев» указан 7131 (1623) как год преставления святого (Российская национальная библиотека, XVIII в.; XVIII в. – Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом)). Согласно жалованной грамоте царя Фёдора Ивановича, монастырь был основан старцем Онуфрием в 1585 г. на Жабынском городище, относившемся в то время к Дворцовому ведомству (текст грамоты опубликован). Своё название местность получила по имени прежнего владельца – Жабыни Селехова. Царская грамота за скрепою белёвских писцов Никиты Григорьевича Ржевского «съ товарищи» содержала повеление: «А старцу Анофрию на том городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятыя Богородицы и монастырь строить». В монастырском синодике середины XVII в. в числе первых был записан род Ржевских, отдельно – род окольничего Ивана Ивановича Ржевского, а далее следовал «род священноинока Макария». В челобитной царю Петру I от 1 января 1721 г. игумен Жабынской пустыни Тихон (1707–1722 гг.) сообщал: «...На Оке реке, на устьи речки Жабынки, еще изстари, да из старых валовых писцов, построена бысть пустынь Жабынь, в которой церковь изстари Введения Пресвятыя Богородицы, Макариева строения..., а ныне во оном монастыре три церкви, и под спудом мощи онаго Макария строителя». На основании этих документов историк-краевед И.В. Знаменский предполагал, что старец Онуфрий и Макарий – одно лицо. По мнению историка, старец, устроив обитель, принял схиму с именем Макарий и жил неподалёку у колодца Жабынец, с которым в монастыре было связано чудесное предание о событиях Смутного времени, когда неподалёку от обители, под дубом, Макарий нашёл умирающего от ран и жажды поляка, заблудившегося в лесу. Святой ударил посохом по земле, и тотчас на этом месте забил родник. Впоследствии здесь поставили часовню. В другом синодике обители, который архимандрит Леонид (Кавелин) датировал началом XVIII в., была записана память «преподобнаго отца нашего Макария Белёвскаго чудотворца, иже на Жабыни кладези жившаго». Составителем текста о Макарии в предисловии к синодику архимандрит Леонид (Кавелин) назвал игумена Жабынской пустыни Тихона, который был её пострижеником. В предисловии говорилось, что Макарий «в терпении иночески плотию стражда, мраз, зной, во алчбе и жажде претерпи, монастырь возгради, братию собра, поживе же в терпении своем лета довольна... преставися в лето мироздания 7131 (1623) году, погребен учениками своими, в своем от него созданном монастыре месяца ианнуария 22 дня».

 



 
PR-CY.ru