МАКАРИЙ - Страница 6

Исследователи готовы отнести написание образа и к периоду возрождения Жабынской пустыни в 1776 г. Вознесенская церковь к этому времени стала приходской, в связи с чем интерес приходского священника к фигуре монаха, возобновителя двух пустыней, видится сомнительным. Тем не менее, исследователям известно, что после пожара 1777 г. в храме велись восстановительные работы, включая его украшение. По крайней мере, в 1779 г. в приделе архангела Михаила трапезного храма после завершения работ начали совершать богослужения. Исследователи также предполагают, что «древнее изображение» святого, как и многие другие в XIX в., появилось после 1816 г. как отклик на свидетельство об обретении мощей Макария при копании рвов под фундамент Никольской церкви в Макариевой Жабынской пустыни. О том, что обретение мощей не предполагалось, сообщает текст прошения иеромонаха Михаила архиепископу Тульскому Симеону, в котором оговаривалось намерение поставить на реке Жабынке взамен ветхой деревянной Никольской часовни каменную церковь с тем же освящением «для пользы монастыря» (Государственный архив Тульской области). С образа в Вознесенском храме был сделан иконный список, поставленный в освящённой в 1818 г. Никольской церкви «над тем местом, где покоятся под спудом мощи Преподобного Макария». В 1879 г. при игумене Ионе (Белобородове), который активно содействовал возобновлению почитания Макария, список был перенесён в новую часовню над святым колодцем, где помещался «на стене по правую сторону св. источника», а в Никольской церкви над местом предполагаемого упокоения Макария была поставлена деревянная рака с изображением святого: «...Над мощами, на верхней доске раки написано… изображение Преподобного со свитком согнутым в левой руке – персты же десницы угодника Божия сложены именословно для благословения». Судя по описанию, исследователи сделали вывод, что данный образ отвечал традиционной иконографии преподобных. За год до начала мероприятий по восстановлению памяти Макария в издании «Жития святых…» архиепископа Филарета (Гумилевского) 1885 г., дополненное иллюстрациями академика Фёдора Григорьевича Солнцева, была включена прорись с образом Макария. Исследователям неизвестно, насколько Ф.Г. Солнцев, руководствовавшийся при создании лицевых изображений «достовернейшими иконами святых», опирался на известное ему изображение Макария. Преподобный показан фронтально, в рост, в монашеском облачении (в рясе, мантии, схиме, с куколем на голове), правой рукой именословно благословляет, а в левой держит посох, который ошибочно называют игуменским, тогда как данный атрибут не является принадлежностью наместнического статуса или сана Макария (он был иеромонахом), но отражает житийный сюжет о чудесном изведении святым источника, который напитал умирающего от жажды поляка.

 



 
PR-CY.ru