МАКАРИЙ - Страница 2

В синодике сообщалось также о существовании записей чудес святого. Уникальные сведения о Макарии содержит статья «Иконописного подлинника» различных списков и редакций, которая, как полагают исследователи, воспроизводит текст, находившийся на надгробной плите Макария. Надпись сообщала, что святой преставился в схиме в возрасте 84 лет 22 января 7131 (1623) г. «в нощи, в куроглашение, и погребен бысть близ своея ему церкви, на память святого апостола Тимофея» (Российская национальная библиотека, XVIII в. – Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом)). Из сопоставления данных «Иконописного подлинника» с челобитной игумена Тихона исследователи сделали вывод, что Макарий был погребён близ построенной им Введенской церкви. Не случайно в начале XVIII в. церкви Введения называли также храмом преподобного Макария Белёвского. В описании пустыни архимандрит Леонид цитирует вкладную надпись 1712 г. на печатном Евангелии 1681 г.: «...Сию книгу дал вкладу города Белёва посадской человек Димитрий Онисимович в Макарьеву пустынь в церковь Пресвятыя Богоматери, честнаго Ея Введения и преподобнаго отца нашего Макария в чудесех просиявшаго Белёвскаго чудотворца...». При игумене Тихоне рядом с деревянной церковью Введения, к тому времени уже обветшавшей, был построен каменный Введенский храм. Поблизости от колодца находилась деревянная Никольская церковь. Согласно описи 1755 г., в пустыни числились только два храма: каменный Введенский собор и деревянная ветхая церковь без икон и утвари (исследователи полагают, что Никольский храм уже был разобран). После упразднения пустыни (1764 г.) каменный собор стал приходским, а деревянную Введенскую церковь увезли в село Петровское Одоевского уезда Тульской губернии. В 1776 г. монастырь был возобновлён как нештатная пустынь, в неё из сгоревшего Шаровкина Успенского монастыря Калужской губернии перевели семерых насельников со строителем иеромонахом Исаакием (Акимовым). Новая братия нашла пустынь совершенно разорённой, в Введенском соборе не было даже антиминса. Исследователи полагают, что за то время, пока пустынь стояла пустой, память о месте погребения основателя обители и её истории была утрачена. В святцах помимо даты преставления святого (22 января) фиксируется его память под 22 сентября, 19 ноября (Российская национальная библиотека, XVIII в. – Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом)), 20 ноября (Российская национальная библиотека, XIX в. – Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом)). И.В. Знаменский предполагал, что день памяти Макария под 22 сентября может быть связан с обретением в XVII в. его мощей, вновь положенных под спуд к началу XVIII в. В 1816 г. при строительстве каменной Никольской церкви около колодца Жабынец был найден некий гроб (по другой версии, три гроба), который по неясным причинам посчитали гробницей Макария (сведения об освидетельствовании в то время мощей святого отсутствуют), и «паки честно опущен в землю, под алтарем новосозданного храма». И тогда Никольский, а не Введенский храм стал считаться местом погребения Макария. О том, что почитание святого началось вскоре после его кончины, свидетельствует именование пустыни Макариевской в надписи на вкладном напрестольном Евангелии 1646 г., найденном священником Вениамином Ильичом Знаменским в ризнице Вознесенской единоверческой церкви в Белёве.

 



 
PR-CY.ru