МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий - Страница 9

Возрастная характеристика Мстислава Владимировича варьируется не зависимо от хронологии: он может быть изображён средовеком в более ранних сценах и юношей в более поздних. Например, на одной из миниатюр Мстислав Владимирович – средовек, скорбящий у одра усопшей супруги, однако сцена, посвящённая его повторной женитьбе, следует традиционной иконографии свадеб в иллюстрациях свода, где князь предстаёт юным, сидящим за пиршественным столом с новгородским посадником, супругой и свитой. В сцене преставления великого князя Владимира Мономаха Мстислав Владимирович (средовек) вместе с братьями склоняется к смертному одру отца, а в следующей сцене несёт гроб с телом усопшего. Миниатюра, сопровождающая летописное сообщение о начале великого княжения Мстислава Владимировича в Киеве, изображает его дважды. В верхней части иллюстрации он показан как государственный деятель, сидящий на престоле, на фоне условной архитектуры, с посохом (или длинным жезлом) в руках. Одет в зелёный кафтан и красный плащ, жестом собеседования обращён к свите. В нижней части миниатюры показана битва Мстислава Владимировича с князем Олегом Святославичем на реке Колокше. Мстислав Владимирович изображён как военачальник, верхом на коне, в доспехах, поверх которых накинут красный плащ, с поднятым над головой мечом, во главе конного воинства. Несмотря на то, что между сражением на реке Колокше и вокняжением Мстислава Владимировича в Киеве прошло около 30 лет, в обоих случаях князь изображён юношей. Последующие миниатюры иллюстрируют политическую и ктиторскую деятельность: Мстислав Владимирович, преступив крестное целование, отказывается идти на Черниговского князя Всеволода Ольговича, назначает Рогволода Полоцким князем, высылает пленных полоцких князей с семьями в Константинополь, отправляет своих сыновей Всеволода, Изяслава и Ростислава воевать с чудью при поддержке новгородцев, возглавляет военный поход на Литву, закладывает в Киеве церкви во имя великомученика Феодора Тирона и в честь Успения Пресвятой Богородицы Пирогощей на Подоле. На миниатюре, иллюстрирующей его преставление, в верхней части композиции он напутствует сыновей, в нижней изображён лежащим на смертном одре. Здесь его облик ближе к типу старца, нежели средовека: у него седые волосы и борода клиновидной формы. Условный портрет великого князя помещался в царских «Титулярниках». В «Титулярнике» 1672 г. (Российский государственный архив древних актов) Мстислав Владимирович изображён оплечно, вполоборота вправо, в княжеских одеждах, с непокрытой головой, средовеком с короткими кудрявыми русыми волосами и вьющейся короткой округлой бородой, слегка раздвоенной. У него правильные крупные черты лица, удлинённый прямой нос, большие глаза; правая рука с указующим перстом. Изображение выполнено в традиционной, близкой к иконописной манере. На некоторых миниатюрах из других экземпляров «Титулярника» «портрет» Мстислава Владимировича более репрезентативен: он представлен по пояс, со скипетром и с державой в руках (Российская национальная библиотека, Государственный Эрмитаж).

 



 
PR-CY.ru