МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий - Страница 6

Исследователям известна сербская служебная Минея XIV в., в составе которой сохранилось Житие Мстислава Владимировича (Исторический музей). Наиболее часто Житие Мстислава Владимировича исследователи встречают под 15 апреля в южнославянских нестишных Прологах. Всего болгарская исследовательница Р. Павлова выявила 12 его списков. Текстологический анализ показывает единство восточнославянского и южнославянского списков Жития Мстислава Владимировича. Их разночтения болгарская исследователи считают несущественными. Так, например, в древнейшем восточнославянском списке отсутствует фраза о том, что тело Мстислава Владимировича в киевском Феодоровском монастыре «лежить и до сего дне»; в то же время отец Мстислава Владимировича Владимир Мономах в южнославянских списках именуется святым, очевидно, в результате ошибочного отождествления с равноапостольным князем Владимиром (Василием) Святославичем. В позднейшем сказании, который дошёл в списках не раньше конца XVII в., об основании новгородского Николо-Дворищенского собора и круглой иконе Николая Чудотворца фигурирует «Мстислав Святославич», «внук» Киевского благоверного князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, а описываемые события относятся ко времени архиерейства Новгородского епископа Никиты (1095/1096 – 30 января 1109 гг.). Однако в историографии сюжет памятника традиционно связывают с именем Мстислава Владимировича, при котором указанный собор и был заложен, согласно ранним летописным данным (впервые эта коннотация прослеживается в «Новгородской Третьей Летописи» второй половины XVII в. (не позднее 1673 г.), при этом сообщается, что обретение иконы произошло «при епископе Иоанне», т.е., как полагают исследователи, епископе Иоанне Попьяне, что хронологически соответствует дате закладки собора). По предположению А.В. Назаренко, «Сказание…» было составлено во время святительства Новгородского архиепископа Евфимия II Вяжицкого (1434–1458 гг.) клириком Николо-Дворищенского собора на основе некоторых поминальных записей, допустившим анахронизмы и другие неточности по той причине, что он не имел доступа к владычной летописи. Согласно «Сказанию…», однажды князь сильно заболел («яко расслабишася вси кости и уди его, и не можаше двигнутися с места своего»). В своих молитвах о выздоровлении от «лютой болезни» он обращался к Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Николаю Чудотворцу.

 



 
PR-CY.ru