МОГИЛЁВСКАЯ и МСТИСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 2

На сейме 1632 г., избравшем королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза) кандидатом на польский престол, обсуждались вопросы урегулирования положения православных в Речи Посполитой и были разработаны «Пункты успокоения», в которых за православными был признан ряд прав. Документ был обнародован 1 ноября 1632 г. «Пункты успокоения» и несколько других соглашений, принятых в 1632–1633 гг., предусматривали создание на территории Великого княжества Литовского православной Мстиславской, Оршанской и Могилёвской епархии вместо захваченной униатами Полоцкой кафедры. Юрисдикция Мстиславского епископа распространялась на православных, живших на территории униатского Полоцкого архиепископства: в Полоцком, Витебском и Мстиславском воеводствах. 12 ноября 1632 г. епископом Мстиславско-Оршанско-Могилёвским на совещании православного духовенства и мирян был избран Иосиф (Бобрикович), бывший настоятель виленского Свято-Духова монастыря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь). 15 ноября 1632 г. король выдал ему документ, подтверждавший его избрание. Не позднее 12 октября 1633 г. епископ прибыл в Могилёв. Резиденция православного архиерея должна была находиться в могилёвском Спасо-Преображенском монастыре, переведённом в унию. В «Пунктах успокоения» монастырь предписывалось вернуть православным, но из-за противодействия униатов это постановление было отменено, и обитель позднее вновь была закреплена за униатами. В соответствии с «Пунктами успокоения» православной епархии в 1633 г. были возвращены четыре церкви в Могилёве (Успенская, Троицкая, Воскресенская и Вознесенская), две церкви в Орше, по одному храму в Дисне и в Полоцке, Троицкая и Спасская церкви в Мстиславле. Универсалами короля от 3 и 19 марта 1633 г. могилёвскому Богоявленскому братству было подтверждено разрешение на строительство братской церкви (начато в 1620 г. по благословению Иерусалимского патриарха Феофана IV и на существование при ней могилёвского Братского в честь Богоявления монастыря со школой и типографией. За униатами была сохранена крупнейшая церковь Могилёва – Крестовоздвиженская. В ответ горожане запечатали храм и не допускали в него униатов. В 1634 г. король Владислав IV передал Крестовоздвиженскую церковь православным «для служения и жительства при ней епископа Могилёвского». При епископе Иосифе в Могилёве открылось несколько православных храмов: около 1633 г. была освящена Петропавловская церковь в предместье Луполово, в следующем году восстановлена кладбищенская Космо-Дамиановская церковь. В 1633–1634 гг. архиерей предпринял попытки вернуть занятые униатами храмы в Полоцке. Борьба между униатами и православными в Могилёвской епархии стала особенно острой при епископе Сильвестре (Косове), который противостоял Полоцкому униатскому архиепископу Антонию (Селяве). В 1637 г. епископ Сильвестр (Косов) созвал съезд духовенства, в 1646 г. основал могилёвский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь. Власти запретили епископу Сильвестру (Косову) посещать Полоцк и Витебск, где православным с 1635 г. запрещалось иметь храмы (жители этих городов выступали против униатского архиерея).

 



 
PR-CY.ru