МАРФЕЛЬД Роберт Робертович - Страница 9

Северную и южную двухэтажные галереи с востока замыкали два придела. Через аркады, поддерживаемые колоннами, они открывались в просторное подкупольное пространство. Две лестницы, фланкирующие главный вход, вели на хоры. Декоративные своды были подвешены к плоским перекрытиям. Алтарная конха прорезана четырьмя рядами окон. Новаторский характер архитектуры собора более свойствен творчеству А.У. Зеленко, чем Р.Р. Марфельду. К 1908 г. были завершены росписи (художник Виктор Иванович Думитрашко, не сохранилась). Собор закрыт в 1932 г., восстанавливается с 2005 г. Р.Р. Марфельду принадлежит проект постройки часовни в селе Кой Кашинского уезда Тверской губернии. Квадратная в плане, она завершена невысоким шатром и декорирована в стиле XVII в. (килевидные кокошники, колонки). Исследователи отмечают, что для поздних церковных проектов Р.Р. Марфельда характерен поиск новых форм в рамках русского стиля. Проект часовни (1907 г.) в деревне Горшки Пермских уезда и губернии (исследователи полагают, что Богоявленская церковь, 1913 г., не сохранилась) представляет собой традиционный по планировке, симметричный по продольной оси трёхчастный храм с прямоугольными объёмами. Однако зодчий стремился обогатить композицию, использовав сильно вынесенное крыльцо под щипцовой кровлей, необычную форму колокольни над притвором с высоким узким шатром на низком ярусе звона, высокую скатную кровлю основного объёма, на гребне которой в ряд возвышаются три декоративные луковичные главки (средняя – на шатрике), напротив – низкий, тоже с главкой алтарный прируб. Проект церкви для села В. Холчи Фатежского уезда Курской губернии (не сохранилась) также консервативен по своей трёхчастной композиции. Колокольня соединена трапезной в одну ось с основным объёмом церкви, перекрытым сомкнутым сводом и завершённым компактным миниатюрным декоративным луковичным пятиглавием. С востока к нему примыкают три полуциркульные в плане алтарные апсиды. К чертам неорусского стиля исследователи относят высокие кровли, декоративные горизонтальные пояса на фасадах, мощный перспективный портал приземистых пропорций и дугообразные навершия наличников сдвоенных и строенных окон. Оригинальна гигантская столпообразная колокольня, напоминающая исследователям кампанилу собора святого Марка в Венеции и увенчанная малым пирамидальным шатром с двумя рядами окон-слухов. Столп прорезают расположенные по вертикали в ряд узкие окна-бойницы, в основании шатра по каждому фасаду килевидные кокошники, в поле которых помещено по трёхчастному окну. Таким образом, Р.Р. Марфельд – уникальный по разнообразию решаемых им творческих и технических задач зодчий, мастер московско-ярославского стиля в храмостроительстве, но большинство его произведений были уничтожены в советское время. Р.Р. Марфельд был женат на дочери доктора медицины, статского советника М.А. Витте, имел трёх дочерей. Отличавшийся слабым здоровьем, в 1913 г. он получил длительный отпуск для лечения за границей. Вернувшись в Петроград, Р.Р. Марфельд некоторое время преподавал в Высшем художественном училище и проживал на набережной реки Фонтанки, 64; вскоре умер в нужде. Могила утрачена.



 
PR-CY.ru