МАРФЕЛЬД Роберт Робертович - Страница 4

Наиболее яркой стороной деятельности Р.Р. Марфельда исследователи называют храмостроительство. При разнообразии стилистики наиболее монументальными, типичными и яркими его авторскими сооружениями стали соборные храмы в московско-ярославском стиле XVII в.: на месте чудесного спасения императора Александра III 17 октября 1888 г. под Харьковом, у станции Борки, и в Баку. В память о спасении императора и его семьи на месте происшествия был основан Спасов скит Святогорского Успенского монстыря. В 1889 г. Р.Р. Марфельд разработал для него проект грандиозного храма Спаса Преображения (Христа Спасителя) на 1400 человек и часовни. В чине закладки участвовали императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович и другие члены царской семьи. Строительство завершилось в 1894 г. Оригинальность столпообразной композиции храма состояла в доминировании гигантского купола, завершённого вызолоченной луковичной главой, который превосходил по высоте основной объём храма и был декорирован орнаментальными поясами. С трёх сторон (кроме восточной) храм окружала крытая галерея, которую с севера и юга замыкали квадратные в плане объёмы-четверики, завершённые шатрами. К каждому вели по два крыльца, аналогичный четверик примыкал с востока. При строительстве были добавлены такие же объёмы на юго-западном и северо-западном углах здания; три крыльца вели к галерее с западной стороны. Над главным входом в храм (над галереей) высилась небольшая шатровая звонница с характерным для Р.Р. Марфельда мощным приземистым перспективным порталом и большим мозаичным образом Спаса над ним. Она (как и два шатра с западной стороны) завершалась изображениями двуглавых орлов. Стены были покрыты богатейшим ковровым кирпичным декором в московско-ярославском стиле (киоты, ширинки, килевидные кокошники, наборные колонки, в том числе оконных наличников). Арочные окна были оформлены наборными наличниками, их очелья-кокошники накладывались на широкие фризы, декорированные ширинками, бусинами и кубышками. Пластическое многообразие декоративной кладки дополняла полихромия поливных изразцов и живописи. Необычные формы имели выполненные в стиле храма резной деревянный шестиярусный иконостас и киоты той же архитектуры на восточных пилонах. В ансамбль скита входили также шатровая часовня при станции (проект Р.Р. Марфельда) и одноглавая деревянная церковь с шатровым завершением в русском стиле (не сохранилась). Часовня построена у того места, где находился вагон-столовая, из-под обломков которого вышли невредимыми члены царской семьи. Она представляла собой трёхъярусную постройку – квадратную в плане двухступенчатую башню, завершённую пирамидальным шатром с золочёной главкой, и также квадратный в плане одноярусный молитвенный зал, примыкающий к ней с востока, встроенный в железнодорожную насыпь. План внутреннего пространства основного объёма был решён в виде греческого креста. Декор часовни отличался такой же пластикой кирпичного узорочья и полихромией, как и в церкви. Храм Христа Спасителя разрушен в 1945 г., часовня к 2003 г. воссоздана с помощью Южной железной дороги.

 



 
PR-CY.ru