МАРФЕЛЬД Роберт Робертович - Страница 2

Суровая лапидарность и функциональный подход в проектировании здания, включая его интерьер, опередили достижения конструктивизма (колоннада коринфского ордера и облицовка белым кирпичом не были реализованы при достройке здания в 1924–1925 гг. архитектором Яковом Яковлевичем Кетчером). Для Министерства внутренних дел Р.Р. Марфельд составил проекты работ в комплексе зданий министерства (набережная реки Фонтанки, 16), включая его интерьеры, а также новую отделку домовой церкви во имя великомученицы Екатерины и расширение особняка министра. Спроектировал здание нового министерского архива (1899–1901 гг., Инструментальная ул., 4). Массивное здание в формах кирпичного стиля прорезано щелевидными окнами-бойницами, оформлено горизонтальными тягами, лопатками, кронштейнами, замковыми камнями оконных наличников, близких к классицистическим. Оригинальный план архива представляет собой равноконечный крест, в средокрестии – лестница и холл под пирамидальным стеклянным фонарём. По мнению Бориса Михайловича Кирикова, такая планировка здания напоминает тюрьму «Кресты». Ряд работ Р.Р. Марфельда относится к области промышленной архитектуры. В 1880–1890 гг. Р.Р. Марфельд в одно время с архитектором А.Ю. Новицким работал на Балтийском судостроительном заводе, им принадлежит проект корпуса по Кожевенной линии, 18-20. Р.Р. Марфельд в 1889 г. спроектировал шатровую часовню для завода и составил проект электростанции в имении императора Александра III «Массандра». Р.Р. Марфельду принадлежит проект комплекса зданий казённого винного склада и спиртоочистительного завода на Ватном острове в Санкт-Петербурге (1896–1897 гг., пр. Добролюбова, д. 14; здания снесены в 2011–2012 гг. под предлогом строительства квартала «Набережная Европы»), объекта культурного наследия, представлявшего образец использования кирпичного стиля в производственных сооружениях (существовал термин «кирпичный стиль Марфельда») и отличался богатым и оригинальным декоративным оформлением с элементами необарокко, неоклассицизма и неоренессанса. В 1896–1900 гг. Р.Р. Марфельд составил ряд проектов учебных зданий. Среди них комплекс Технологического института в Томске (1896–1900 гг., инженер Фортунат Фердинандович Гут), первого технического высшего учебного заведения Сибири, включавшего главное здание с лекционным залом, физический и химический корпуса. Проект Р.Р. Марфельда получил широкую известность. Крупное симметричное главное здание в стилистике неоренессанса в 27 осей имело П-образный план, центральную часть подчёркивал мощный ризалит в три оси с аттиком и полуциркульными окнами на первом и третьем этажах. Воспитательно-ремесленное училище имени Никанора Петровича Трапезникова в Иркутске (ул. Рабочего Штаба, 6) с домовой церковью было также выстроено «покоем» с центральным ризалитом в пять осей и в формах неоренессанса. Р.Р. Марфельду удалось реализовать новаторскую идею объединения ремесленного и начального учебных заведений в единый комплекс на основе научных и санитарно-гигиенических достижений того времени (отталкивался от присланного из Иркутска проекта городского архитектора Алексея Ивановича Кузнецова, 1898 г.).

 



 
PR-CY.ru