МАРФЕЛЬД Роберт Робертович - Страница 8

На звоннице размещался картуш с изображением гербов древнейших русских городов. Основной объём перекрыт сомкнутым сводом и расписан в терракотовых и фиолетовых тонах. Храм был закрыт и разграблен в 1939–1940 гг., использовался под зернохранилище. В 2004–2008 гг. проведены основные реставрационные работы. Осенью 2009 г. был установлен новый дубовый иконостас, изготовленный в городе Барановичи по образцу исторического, выполненного по проекту Р.Р. Марфельда и фрагментарно сохранившегося в церкви в честь Жировичской иконы Божьей Матери в городе Берёзовка Гродненской области. В храм возвращён крест над царскими вратами, паникадило находится в Троицкой церкви Мира. С 2014 г. возобновились богослужения. Мирский замково-парковый комплекс в 2000 г. включён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1888 г. возник замысел постройки кафедрального храма Гурийско-Мингрельской епархии в городе Поти. Разработка окончательного варианта на основе проекта гражданского инженера Александра Устиновича Зеленко (1904 г.) была поручена Р.Р. Марфельду; переработанный проект был утверждён 20 декабря 1905 г. На работу зодчих оказали влияние проекты крупнейших храмов начала ХХ в. в византийском стиле: Александро-Невского собора в Софии (архитектор А.Н. Померанцев; 1897 г., 1904–1912 гг.) и, прежде всего, Никольского Морского собора в Кронштадте (архитектор Василий Антонович Косяков; 1902–1913 гг.). Местоположение собора в древнем городе на берегу Чёрного моря определило византийский стиль постройки. Строительством (сентябрь 1906 г. – май 1907 г.) руководил инженер А.А. Полевицкий. Авторы стремились передать формы и конструкции константинопольской Святой Софии, только в меньшем размере (длина без портала 36 м, ширина 32 м, высота до купола 32 м, рассчитан на 2400 человек). Находясь на площади с радиально отходящими от неё улицами (ныне пл. Руставели), храм играет важную градостроительную роль. Он стал первой в России полностью выстроенной из железобетона крупной церковью. Исследователи отмечают, что его образу свойственны динамизм и внутреннее напряжение, лаконичный характер отделки, в значительной степени продиктованные материалом. Собор представляет собой купольную базилику с планом, близким к овалу. С востока к основному объёму примыкает трёхчастная алтарная апсида сложной формы, с запада – развитый притвор с тремя арками портала и звонницей, завершённый главкой. Необычную кривизну имеют массивный центральный барабан и сам купол, а также примыкающие к нему с востока и запада полукупола, к которым, в свою очередь, с севера и юга примыкают малые полукупола. Они, как и общий силуэт здания, напоминают о стилистике модерна. Чашеобразная форма «перетекающих» друг в друга куполов и плоские перекрытия помимо эстетического эффекта предотвращали распор конструкции. Из-за слабости грунтов при постройке был применён сплошной каменный фундамент. Ребристый купол не давал большой нагрузки. Наружные стены и лопатки с целью улучшения отопления и вентиляции, а также акустики здания сделаны двойными, с воздушной прослойкой.

 



 
PR-CY.ru