МАРФЕЛЬД Роберт Робертович - Страница 6

Ступенчатая композиция также предшествовала проектированию бакинского собора, но доминирующую роль в силуэте собора играли восемь крупных луковичных глав, завершавших второй и третий ярусы (по четыре на каждом), и массивная луковичная глава на крупном барабане, венчавшая сооружение. Богатый декор был повторен в проектах для Борок и Баку. Церковь во имя великомученицы Параскевы в Санкт-Петербурге на Охтинском пороховом заводе была спроектирована Р.Р. Марфельдом первоначально (1887 г.) в виде часовни на средства действительного статского советника Василия Яковлевича Яковлева. Квадратное в плане кирпичное сооружение со скошенными углами имело завершение в виде высокого шатра с двумя ярусами слуховых окон и луковичной главкой. Богатый декор в московско-ярославском стиле был представлен крупномасштабными порталами, наличниками и киотами с килевидными навершиями, профилями и орнаментальными поясами кирпичной кладки. Внутреннее пространство было крестообразным в плане. Часовня была перестроена в 1896–1897 гг. в церковь с сохранением в целом внешнего вида архитектором Петром Ивановичем Гилёвым. Храм был закрыт в 1929 г., в 1936 г. снесён. Армянская церковь во имя Христа Спасителя в Батуми (1885–1887 гг., восстановлена в 1993–2000 гг., ул. Звиада Гамсахурдия) выполнена в традиционном для этого типа храмов так называемом кавказском варианте византийского стиля. Трёхчастное одноглавое здание с маленькой колокольней над притвором имеет ступенчатую композицию и декорировано перспективным порталом, щипцами-фронтонами, аркатурно-колончатым поясом (трёхгранная апсида и боковые фасады), трёхчастными венецианскими и арочными окнами, имеет облицовку камнем. Храм и колокольню венчают типичные конусообразные шатры. Прямоугольный в плане объём разделён на три нефа, здание восьмистолпное. В 1892 г. Р.Р. Марфельд переработал проект двухэтажного Успенского собора Веркольского Артемиева монастыря. Самый большой храм в Пинежье был построен при непосредственном участии Иоанна Кронштадтского: он неоднократно бывал в Веркольской обители, расположенной на пути к его родине, погосту Сура. Собор был заложен при наместнике архимандрите Виталии 17 сентября 1891 г., в 1897 г. освящён при участии Иоанна Кронштадтского. Престол нижнего храма, рассчитанного на 400 человек, был освящён им в честь Рождества Христова. Собор построен в традициях архитектуры XVII в. Величественный столпообразный храм с квадратным в плане основным объёмом был увенчан компактным малым луковичным пятиглавием (утрачено), с востока располагалась двухъярусная полукруглая в плане апсида. Его отличительными элементами исследователи называют огромное живописное крытое крыльцо во всю ширину храма с двумя входами в помещение, завершённое приземистым шатриком, и открытая галерея для крестного хода в виде балкона на уровне второго этажа (не сохранилась). Наружный декор храма (наличники с навершиями в виде трёхчастных килевидных кокошников, полуциркульные кокошники) в стилистике XVII в. частично утрачен.

 



 
PR-CY.ru