МАРФЕЛЬД Роберт Робертович - Страница 5

16 июня 1879 г. в связи с появлением в Баку большого числа православных работников на нефтепромыслах государь утвердил повсеместную подписку для сбора пожертвований на сооружение там храма. 17 марта 1886 г. был учреждён строительный комитет и главноначальствующим гражданской частью на Кавказе князем Александром Михайловичем Дондуковым-Корсаковым была выбрана площадь для постройки храма на возвышенном месте. 8 октября 1888 г. закладку собора совершил экзарх Грузии архиепископ Палладий (Раев) в присутствии императора с семьёй. На строительство из государственного казначейства было ассигновано 360 тыс. руб. Надзор за ходом строительства осуществляли Дмитрий Дмитриевич Буйнов и Иосиф Викентьевичч Гославский (с 1892 г.), ученик Р.Р. Марфельда. Собор представлял собой гигантское (высота 81 м, длина 55,5 м, ширина 44 м, высота до купола 36 м), устремлённое вверх центричное шатровое ярусное сооружение, рассчитанное на 1700 человек. План храма был близок к греческому кресту, на уровне первого яруса его окружала галерея с шатриками по углам, угловые части второго яруса завершались луковичными главками, над третьим ярусом возвышался барабан с высоким мощным декоративным шатром, крытым железом, увенчанным медной золочёной луковичной главкой. С запада в храм вело открытое крыльцо под шатриком, над галереей по центральной оси поднималась невысокая звонница с шатровым верхом, в боковые приделы можно было пройти через крыльца под боковыми шатрами, их алтари находились под луковичными главками второго яруса. В постройке был использован местный чёрный и белый шемахинский камень. Богатый пластичный кирпичный декор включал наборные трёхчастные наличники с навершием в виде тройного килевидного кокошника, кокошники и столбики различной формы, ширинки, бусины. Наиболее богато были декорированы барабан и основание шатра с полуциркульными проёмами-слухами. Храм был украшен снаружи иконами и надписями. Внутри собора сложную систему сводов поддерживали четыре диагонально расположенных мощных угловых пилона. Главный двухъярусный иконостас, как и боковые, был выполнен из кутаисского и других сортов мрамора и в центральной части увенчан мраморным шатром с золочёной главкой, напоминавшим силуэт собора. Расписывали собор художники Михаил Михайлович Яровой и Василий Вячславович Шокорев. Колокола были отлиты на заводе Павла Николаевича Финляндского в Москве. Строительство завершилось в 1898 г. Главный престол собора был освящён во имя Александра Невского экзархом архиепископом Флавианом (Городецким) 8 октября 1898 г., боковые приделы были посвящены святителю Николаю и покровителю края апостола Варфоломею. Собор, получивший местное название «золочёная церковь», был главной городской доминантой. Уничтожен в 1936 г., на его месте построены две школы. Возведению соборных храмов предшествовал конкурсный проект (1888 г.) Александро-Невского собора в Ревеле (ныне Таллинн) (не реализован). Сложный план центричного сооружения был близок к кресту, его окружала со всех сторон галерея с шатриками.

 



 
PR-CY.ru