МАРФЕЛЬД Роберт Робертович - Страница 7

Принцип коврового декора здесь не использовался. Верхний храм, двусветный, с хорами, вмещал 600 человек. Иконы величественного пятярусного резного иконостаса в стилистике русского узорочья написал Николай Михайлович Сафонов (частично сохранился остов, внутреннее убранство утрачено). Храм был закрыт в советское время, реставрационные работы не проводились. Вместе с архитекторами Александром Никаноровичем Померанцевым (руководитель постройки в 1896–1902 гг.), его помощником Александром Николаевичем Смирновым и Александром Эдуардом Юльевичем Янгом Р.Р. Марфельд принимал участие в строительстве по проекту А.И. Томишко (1885 г.) мемориального храма Рождества Христова на Шипкинском перевале в память о русских воинах, погибших в войне с Турцией за освобождение Болгарии. Церковь построена в московско-ярославском стиле приходских храмов XVII в. Оригинальной архитектурой отличается часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских (Никольская церковь; 1904–1910 гг., современный городской посёлок Мир Кореличского района Гродненской области), которая входит в ансамбль Мирского замка и усадебного дома, расположенного в английском парке. Часовня-церковь построена по проекту Р.Р. Марфельда на средства княгини Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской и освящена, как полагают исследователи, в честь небесного покровителя её умершего мужа. В склепе, рассчитанном на 20 могил, были захоронены шесть представителей княжеского рода. Эскиз часовни Р.Р. Марфельда датирован 1901 г., 24 августа 1902 г. новаторский проект Р.Р. Марфельда в «русско-романском» варианте раннего модерна был одобрен Строительным отделением Минского губернского правления. Исследователи полагают, Р.Р. Марфельд, добиваясь соответствия архитектуры храма средневековому замку, обратился к асимметричному объёмно-пространственному решению церковного здания с устремлённым вверх силуэтом, в котором доминирует квадратная в плане трёхъярусная башня-звонница, а также использовал в отделке красным кирпичом, камнем и бетоном неоготические и неороманские детали. Высокая звонница расположена на углу, над боковым крыльцом, ведущим в крипту-усыпальницу, асимметрично центральной оси фасада, и покрыта шлемовидным куполом. На плоскостях стен звонницы есть узкие щели-проемы, верхний ярус звона открыт. Основной объём храма в плане традиционен: трёхчастный, прямоугольный, со «срезанными» углами. К нему примыкает высокая пятигранная апсида. К главному входу, оформленному приземистым арочным перспективным порталом, ведёт лестница, притвор значительно вынесен наружу, оконные проёмы высокие и узкие. Формы модерна сочетаются в храме с выбеленными элементами ретроспективного декора (орнаментально-декоративные пояса, профилированные карнизы, сухарики, полуколонки, лопатки, рустованные наличники, металлические ограждения решёток), пластически и колористически насыщенного. Фасады украшены мозаичными иконами, сохранилось огромное панно с изображением Спаса Вседержителя в киоте с фронтоном.

 



 
PR-CY.ru