МЕРКУРИЙ - Страница 17

На Руси образ Меркурия не приобрёл широкого распространения, хотя о его почитании упоминают некоторые источники, а частицы мощей святого присутствуют среди чтимых реликвий в мощевиках и панагиях. В русской традиции Меркурий изображался преимущественно безбородым. Одно из ранних изображений святого, датируемое XII в., находится на левом поле оклада иконы «Богоматерь Одигитрия», происходящей из Софийского собора в Великом Новгороде (Новгородский госуарственный бъединённый музей-заповедник), – великомученик показан в хитоне и плаще с крестом в руках. В нижней части наперсного креста XIII–XIV вв. из Благовещенского собора Московского Кремля (Государственные музеи Московского Кремля) помещено поясное изображение безбородого Меркурия в воинских доспехах; на кресте-мощевике начала XVII в. из того же собора (Государственные музеи Московского Кремля) также внизу расположено поясное изображение безбородого Меркурия. Заключённый в арку образ Меркурия-мученика, с крестом в руке, вместе с другими святыми воинами украшает так называемый Малый саккос (XIV в., Государственные музеи Московского Кремля), а его поясной образ в медальоне вышит на рукаве так называемого Большого саккоса митрополита Фотия (первая четверть XV в., Государственные музеи Московского Кремля). В иконописи отдельные изображения Меркурия практически не встречаются. Его образ включён в состав святых в минеях на ноябрь, где он может быть представлен как мученик или как воин. Например, вместе с мучеником Меркурием Смоленским этот Меркурий изображён на иконе на ноябрь из Покровского собора на Рогожском кладбище (начало XVII в.); с великомученицей Екатериной – на минее 1701 г. работы Петра Иванова Рименского (Третьяковская галерея). Для икон, на которых Меркурий изображён в составе избранных святых, предпочтительным становится его тип воина, юного, безбородого, напоминающего обликом великомученика Димитрия Солунского (например, на иконе-двухряднице из церкви Входа Господня в Иерусалим в Каргополе, конец XVI – XVII вв., Вологодский областной краеведческий музей; на иконе «Избранные святые в предстоянии иконе «Богоматерь Знамение»», 1914 г., Екатеринбургский музей изобразительных искусств). Столь популярный в византийском и поствизантийском искусстве элемент иконографии Меркурия, как шлем, в русских памятниках исследователям неизвестен. В программах декорации храмов XVI–XVII вв. образ Меркурия-воина был достаточно популярен. Сцена убиения Меркурием императора Юлиана Отступника входит в житийный цикл Василия Великого в росписи диаконника (1547–1551 гг.) Благовещенского собора Московского Кремля (там находился придел во имя Василия Великого) – на северной стене в третьем ярусе юный безбородый Меркурий, напоминающий великомученика Георгия, в воинских доспехах и алом плаще, верхом на белом коне, поражает распростёртого на земле Юлиана Отступника в царском облачении и венце.

 



 
PR-CY.ru