МЕРКУРИЙ - Страница 14

Память Меркурия указана под 25 ноября в «Типиконе Велико церкви», отражающем кафедральное богослужение Константинополя IX–XI вв., без богослужебного последования. В «Студийско-Алексиевском Типиконе» 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Меркурия отмечена под 26 ноября и упоминается только самогласная стихира Меркурию. Однако в славянских Минеях XII в., относящихся к студийской традиции, под 26 ноября содержится полное богослужебное последование Меркурию, состоящее из канона восьмого гласа, цикла стихир-подобнов, самогласной стихиры и седальна. Такой же состав имеет служба Меркурию 26 ноября, согласно «Евергеоиждскому Типикону» второй половины XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава. В «Мессинском Типиконе» 1131 г., представляющем южно-италийскую редакцию Студийского устава, память Меркурия отмечается под 25 ноября вместе с памятью папы Римского Климента, священномученика Петра Александрийского и великомученицы Екатерины; богослужебное последование в этот день объединяет песнопения всем указанным святым. Меркурию назначается отпустительный тропарь четвёртого гласа, седален по кафизме на утрене, стихиры на хвалитех; общий канон поётся всем святым, празднуемым 25 ноября; на литургии назначается прокимен Пс. 115:6, Апостол – Флп. 3:20–4:3, аллилуиарий Пс. 131:9, Евангелие – Ин. 15:17–16:2, причастен Пс. 32:1 (тот же устав службы 25 ноября содержится и в афонском Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в.). В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава  (XII–XIII вв.) память Меркурия указана под 24 ноября вместе с памятью великомученицы Екатерины. Согласно Типикону сербского архиепископа Никодима 1319 г., 24 ноября служба Меркурию поётся вместе со службами великомученице Екатерине и в честь попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы; мученикам назначается общий отпустительный тропарь четвёртого гласа; на литургии – также всем мученикам. Аналогичный устав службы под 24 ноября зафиксирован и в первопечатном греческом Типиконе 1545 г., хотя святым назначается не один общий тропарь, а два разных. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и последующих, в том числе в современном) указан также кондак Меркурию восьмого гласа; на литургии назначаются Апостол – Еф. 6:10–17, Евангелие – Лк. 21:12–27. Последование Меркурию, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа; кондак четвёртого гласа; канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом («Меркуриева мя крепость да хранит. Иосифов») плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «С горними лики, Меркурие»); цикл стихир-подобнов; седален; ексапостиларий. По рукописям исследователям известны песнопения Меркурию, не вошедшие в современные богослужебные книги: кондак третьего гласа («Ежегодными песнями почтим тебя, мучениче...»); анонимный канон с акростихом («Подвиги Меркурия пою радостно») четвёртого гласа, ирмос (начало: «Подвигами мученичества»); общий канон Меркурию, священномученику Клименту, священномученику Петру и великомученице Екатерине (об этом каноне говорится в указаниях Мессинского Типикона; по мнению исследователей авторство канона принадлежит кому-то из гроттаферратских гимнографов) без акростиха плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Четверосияние прекрасное, мучеников единство»), со второй песнью; иные каноны, стихиры, седальны и ексапостиларии.

 



 
PR-CY.ru