МЕРКУРИЙ - Страница 16

На листовой миниатюре в три яруса изображены (сверху вниз): Юлиан Отступник, осаждающий персидский город Ктесифон; Василий Великий, возносящий молитву о поражении Юлиана Отступника; Меркурий, повергающий Юлиана Отступника (святой на коне стремительно несётся на врага и поражает его копьём, император падает на землю со своего коня). Меркурий, поражающий Юлиана Отступника копьём, изображён: на полях рукописи «Слов» Григория Назианзина; на иконе X в. (?) из монастыря великомученицы Екатерины на Синае – здесь же показан ангел, который указывает на меч воина как на орудие возмездия, а с небес Меркурию ниспосылается венец; на фреске в церкви святого Меркурия на острове Керкира (1074 г.); на иконе XV в. из Верии. Исследователи отмечают, что особенно распространён в поздневизантийском искусстве видоизменённый иконографический тип этого сюжета, когда Меркурий пронзает императора не сидя на коне, а стоя, как, например, на фреске в монастыре Пантелеимона в Айе (Фессалия) и на иконах из собрания М. Лаци в Афинах, из музея Бенаки в Афинах, из Лавры святого Афанасия на Афоне (все – XVII в.). В росписях палеологовского времени Меркурий изображён как воин: на фресках работы Мануила Панселина в парекклисионе преподобного Евфимия базилики великомученика Димитрия в Фессалонике (1302/1303 г.); в монастыре Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316–1320 гг.); в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.); в церкви великомученика Димитрия в Печской Патриархии (около 1345 г.); в церкви святых Таксиархов в Кастории (1359/1360 г.). Начиная с XIII в. воинское облачение Меркурия часто дополняют шлем и кираса, а фигура святого представлена в сложном ракурсе, например, в росписи: церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (1294/1295 г.); церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.); монастыря Дечаны (около 1340 г.); церкви святителя Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384/1385 г.). Сцена мучения Меркурия входит в состав настенных минологиев в притворах соборов монастыря Христа Пантократора в Дечанах (1350 г.) и Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (между 1390 и 1391 гг.). В поствизантийской живописи сохранились и мученический, и воинский типы иконографии, первый встречается чаще, например, в росписи Кремиковского монастыря в Болгарии (1493 г.); монастыря Анапавса в Метеорах (мастер Феофан Критский; 1527 г.); афонского монастыря Дионисиат (мастер Дзордзис Фукас; 1547 г.); Большого Метеорского монастыря (1552 г.); церкви апостола Иоанна Богослова в монастыре Пресвятой Богородицы Мавриотиссы в Кастории (1552 г.), а также на иконе «Святые Меркурий и Артемий» (вторая половина XVI в., собрание Рены Андреадис). В поствизантийский период появился вариант воинского типа иконографии Меркурия с изображением в повороте на три четверти, с наклонённой головой, он словно пронзает копьём поверженного противника, например, в росписи монастырей в Янине – святителя Николая (Агиос-Николаос-тон-Филантропинон; около 1542 г.), Дилиу (1543 г.), святого Иоанна Предтечи (1824 г.). Такой же вариант изображения на иконе «Святые Меркурий и Екатерина» XVII в. (собрание митрополии в Верии); каждое изображение этих святых обусловлено общим днём памяти. Примечательный, по мнению исследователей, вариант иконографии святого встречается в коптском искусстве – как и мученика Христофора, Меркурия изображают с пёсьей головой (например, на поздней коптской иконе из Каирского музея), что исследователи связывают с влиянием на иконографию великомученика александрийской версии его Жития.

 



 
PR-CY.ru