МОИСЕЙ МУРИН - Страница 10

В греческом иконописном подлиннике – «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – описание облика Моисея Мурина приведено в разделе «Преподобные отцы наши отшельники»: «Святой Моисей Мурин, старец с круглою курчавою бородою». Эта характеристика внешности Моисея Мурина, изображаемого как преподобный, в монашеских одеждах (хитон, мантия, схима, куколь лежит на плечах), исследователи называют актуальной практически для большинства его сохранившихся образов и остаётся неизменной, в том числе в памятниках русского Средневековья. Тем не менее, в русских иконописных подлинниках, уже в наиболее раннем известном его варианте – Софийском списке подлинника Новгородской редакции конца XVI в. с вариантами из списков Ивана Егоровича Забелина и Георгия Дмитриевича Филимонова, нет каких-либо упоминаний о специфических чертах внешности Моисея Мурина, указывающих на его происхождение, т.е. на то, что он был мавром. Об этом напоминает только прозвание при имени, причём составитель подлинника рекомендует уподоблять облик святого облику Сергия Радонежского: «Святый Моисей Мурин. Сед, брада Сергиева, уже, правая молебна, в левой свиток, в свитце глаголет: в мале себе понудим (по списку Г.Д. Филимонова – «и не обленимся»). Ряска вохра с багром» («Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в.». М., 1873 г.). В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) по списку Г.Д. Филимонова описание Моисея Мурина находится в соответствии и с Житием, и с известными образами святого, уподоблённого (по виду бороды) Афанасию Великому: «…Подобием стар, лицем черн, волосы на главе черны и кратки, мало сед, браду уже и короче Афанасия великаго, ризы преподобническия и епитрахиль, рука благословенна, в другой свиток, а в нем написано: “В мале себе понудим, а не обленимся братие, да приимем грехов прощение…” Моисей родом мурин, черн лицем, черноплотный эфиоп, священствова 15-ть лет, поживе 75 лет». В сводном же подлиннике, изданном Сергеем Тихоновичем Большаковым (1903 г.), приведён вариант, известный исследователям по Софийскому списку, т.е. с уподоблением облику Сергия Радонежского. Для составителя «Руководства к писанию икон» (М., 1910 г.) академика Виктора Доримедонтовича Фартусова источником для описательного портрета Моисея Мурина стало Житие преподобного, которым составитель щедро воспользовался, в том числе в части характеристики физических свойств святого: «...Старец 76 лет, арабского типа, ростом высок, телосложением очень сильный, в начале был атаманом разбойников, лицем черен, телом очень худ от поста, волосы коротки, курчавы, черны с проседью, борода мала и курчевата, подвизался в египетской пустыне, имел сан священства; одежды: власяница, убогая мантия, по мантии епитрахиль».

 



 
PR-CY.ru