МОИСЕЙ МУРИН - Страница 3

После этого один из пустынников молился, прося открыть ему, что угоднее Богу: принимать людей, подобно Моисею Мурину, или избегать их, как это делал преподобный Арсений Великий. В видении монаху были показаны два корабля, на одном из которых были «авва Арсений и Дух Божий, плывущие в безмолвии», на другом – Моисей Мурин в окружении ангелов, которые питали его мёдом. Моисей Мурин обращался за советом к преподобным Захарии (см. ст. Захария и Карион) и Сильвану (Силуану) Скитским. Однажды, когда у Моисея Мурина собрались другие монахи, он предрёк им, что в тот же день варвары придут в Скит, и посоветовал бежать. При этом сам он захотел остаться в келье, сказав, что давно желает мученической кончины, подобающей ему по слову Спасителя: «...Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Тогда семь братьев сказали, что последуют его примеру. Варвары ворвались в жилище святого и убили находившихся там отшельников, чему свидетелем стал один из монахов, которому удалось спрятаться и который видел семь венцов, спустившихся с небес на погибших. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (IV–V вв.) приводит в «Собеседованиях» поучения жившего в Скиту монаха Моисея, c которым он лично был знаком. Моисей Скитский учил, что для достижения Царствия Небесного необходимо стяжать чистоту сердца, наставлял о благе рассудительности. По мнению исследователей, о нём же говорится как об одном из немногих аскетов, который наряду с преподобными Пафнутием и двумя Макариями достиг равного совершенства в общежительном и отшельническом жительстве. Также в «Собеседованиях» упоминается авва Моисей, подвизавшийся в той части пустыни, которая называлась Калам (Calamus). Этот Моисей ушёл в монастырь из-за страха смерти после совершённого им убийства, однако впоследствии достиг духовных высот, «превратив вынужденное обращение к Богу в собственное желание сердца». Однажды он высказал неодобрение в отношении аввы Макария (Великого (?)), за что тотчас же был поражён демоном, который принуждал его класть себе в рот человеческие экскременты, но после того как Макарий обратился к Господу с молитвой, нечистый дух оставил Моисея. По мнению Ж.К. Ги и ряда других исследователей, Моисея Скитского и Моисея Каламского следует отождествлять с Моисеем Муриным. Относительно времени кончины Моисея Мурина среди исследователей нет единого мнения. По мнению исследователей, она последовала после 400 г., поскольку Иоанн Кассиан Римлянин, покинувший Скит в 399/400 г., не сообщает о смерти Моисея Мурина, а Еленопольский епископ Палладий, примерно в это же время уехавший из Египта, пишет о ней как о событии, происшедшем уже после его отъезда. Высказывалась гипотеза о том, что Моисей Мурин был убит в 407 или 408 г., во время первого крупного набега берберов на Скит. В агиографических источниках исследователи встречают ещё двух святых подвижников с именем Моисей. Так, в «Лавсаике» Еленопольского епископа Палладия помимо Моисея Мурина рассказывается о монахе Моисее, который был родом из Ливии, подвизался в Нитрийской пустыне и удостоился дара исцеления.

 



 
PR-CY.ru