МОИСЕЙ МУРИН - Страница 8

Это «Слово святого Моисея» (начало: «Возлюбленная братия, сотворимъ силу свою в слезах») под 17 или 18 апреля и продолжающее его «Поучение от словес о. Моисея к авве Пумину» (начало: «Иже аще твориши грех деля, се ти есть упование» с искажением, в Патерике: «Еже убо аще сотвориши бога ради, се ти есть упование») под 15 декабря. Ростовский митрополит Димитрий для составления Жития Моисея Мурина под 28 августа воспользовался сказанием Пролога пространной редакции, а также (как указано в «Книге житий») «Скитским патериком», «Лавсаиком» епископа Палладия и «Азбучным патериком», связав всё в одно повествование. Текст «Лавсаика» учтён практически полностью, при этом разговор Моисея Мурина со святым Исидором дополнен эпизодом из «Патерика» о видении ангелов и демонов (как полагают исследователи, из Пролога за 11 мая); к проложным сказаниям из «Скитского патерика» добавлена история о нарушении поста; кроме того, включён отрывок из «Жития святого Арсения» (как полагают исследователи, извлечён из главы 62 «Египетского патерика»), в котором некий монах видит два больших корабля, плывущие по реке: на одном – «святой Арсений в безмолвии вместе с Духом Божьим», на другом – Моисей Мурин с ангелами, питающими его мёдом. В отредактированные «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней Димитрия Ростовского» сказание о Моисее Мурине из «Книги житий» вошло без изменений. В России уникальным вместилищем мощей Моисея Мурина исследователи называют напрестольный крест, сделанный для новгородского Росткина Иоанно-Предтеченского монастыря его игуменьей Марфой Пановой (1691 г., Новгородский государственный объединённый музей-заповедник; с датировкой 1670/1671 г.). Мощи Моисея Мурина входят в число восьми святых частиц, которые исследователи редко встречают в известных новгородских крестах-мощевиках или не встречают вовсе, они могут иметь разное происхождение: со Святой земли части «млека престыя Бдцы»; частицы волос и крови Господних. Часть Его ризы и трости, на которой Распятому была поднесена губа с оцетом, – скорее, как полагают исследователи, константинопольского происхождения (золотые мощевики с частицами Господней крови, волос из «брады» и трости видел в 1403 г. Руи Гонсалес де Клавихо во Влахернской церкви Константинополя; трость (атрибут Страстей Господних) почиталась в афонском монастыре Ватопед). Часть мощей «стых мчнкъ 9 иже в Кизице» исследователи встречают уже в напрестольном кресте 1661 г. новгородского Деревяницкого монастыря. Как полагают исследователи, мощи Моисея Мурина попали в Россию с каким-то из синайских посольств в середине – второй половине XVII в. Сначала они были привезены в Москву, а оттуда – в Новгород. Создателями креста были лучшие новгородские мастера, Н.П. Горина связывает его с мастерской серебряника Григория Лопкова. Росткин монастырь принадлежал к числу древнейших в Новгороде (возник до 1179 г.). После упразднения его утварь, в том числе крест, хранилась в Феодоровской церкви Софийской стороны, откуда поступила в Новгородский музей.

 



 
PR-CY.ru