МАРК ЕВГЕНИК - Страница 15

Как полагают исследователи, нежелание участников Собора вернуться к обсуждению вопроса о чистилище после вынужденного перерыва в заседаниях летом-осенью 1438 г. отчасти объяснялось близостью выраженных Марком Евгеником взглядов представлениям западных делегатов. В вопросе о Filioque полемика Марка Евгеника была изначально сосредоточена на доказывании того, что недопустимо вносить какие-либо изменения в Символ веры, принятый вторым Вселенским Собором. В написанном в Ферраре «Диалоге с названием “Латинянин”, или О добавлении в Символе» Марк Евгеник утверждает, что соответствующий запрет был будто бы принят уже третьим Вселенским Собором. В подтверждение этого он цитирует слова Кирилла Александрийского, согласно которым Кирилл Александрийский и его единомышленники не позволяют «изменять ни единого слова» Символа; эти слова Марк Евгеник относит к отцам третьего Вселенского Собора. Также Марк Евгеник вспоминает запрет четвёртого Вселенского Собора «писать или составлять иную веру» и оспаривает понимание слов «иная вера» в смысле «противоположная вера». Далее Марк Евгеник приводит анафему седьмого Вселенского Собора «прибавляющим или убавляющим нечто от Церкви» и анафему Константинопольского Собора 879–880 гг., называемого им «восьмым Вселенским», тем, кто «дерзнёт писать иной, помимо этого священного Символа, или прибавлять, или убавлять». В подготовленное им собрание библейских и святоотеческих цитат об исхождении Святого Духа Марк Евгеник включил множество высказываний, связь которых с главным вопросом сочинения для исследователей далеко не очевидна. Так обстоит дело уже с открывающими сборник цитатами из псалмов: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их» (Пс. 32:6), «Дух Твой благий да ведёт меня в землю правды» (Пс. 142:10), «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7) и др. Для Марка Евгеника имеют значение любые святоотеческие высказывания, в которых говорится об исхождении Святого Духа от Отца; при этом в большинстве из них ничего не говорится про то, участвует ли в этом процессе Сын. В отдельных из приводимых полемистом высказываний исследователи видят указание на определёенное участие Сына в исхождении Святого Духа, например, в высказывании из «Слова к Авлавию о том, что не три Бога» Григория Нисского (Святой Дух существует от Отца «через Того, кто непосредственно существует от Первого», т.е. через Сына), в цитате из «Защитительной речи к императору Феодосию» Кирилла Александрийского (Христос «из собственного естества изливает на нас» Святого Духа), в словах Максима Исповедника, согласно которым Святой Дух «исходит через Сына». Однако Марк Евгеник приводит и высказывания, в которых ясно утверждается исхождение Святого Духа от одного Отца.

 



 
PR-CY.ru