МАРК ЕВГЕНИК - Страница 11

Последование (канон и стихиры) преподобному Марку могло быть написано в связи с принятием Мануилом Евгеником монашеского имени Марк, и тогда оно датируется 1420 г. Канон и стихиры великомученику Иакову Персянину (Персиянину) содержат упоминание о «василевсах» (во множественном числе), и потому этот памятник должен был быть написан, как полагают исследователи, в 1421–1425 гг. Как известно исследователям со слов Константинопольского патриарха Григория III Маммы, канон и стихиры пророку Илии были написаны по просьбе жителей Крита, вознаградивших Марка Евгеника за этот труд. Как полагают исследователи, уже после Флорентийского собора было составлено последование Святой Троице, Иисусу Христу, Бесплотным силам и всем святым, поскольку в одном месте этого произведения его автор подчёркивает свою преданность вере, полученной от пророков и апостолов. Создание канона Иоанну Дамаскину (как и другого канона с самогласными стихирами тому же святому) исследователи связывают с частым обращением Марка Евгеника к трудам Иоанна Дамаскина в ходе его антилатинской полемики. Поскольку в каноне с самогласными богословскому труду Иоанна Дамаскина уделено больше внимания, чем его биографии, Э. Минева сочла вероятным, что это последование было написано уже после Флорентийского собора, а другой канон – ещё до него. С этим же предположением исследовательница связала то обстоятельство, что в рукописи канон с самогласными записан рукой не самого Марка Евгеника, как остальные его произведения, а его брата Иоанна Евгеника. Самогласные стихиры святому апостолу Андрею предназначались, как полагают исследователи, для Манганского монастыря, в котором хранилась его глава, однако время их создания – до Флорентийского собора или в период последнего пребывания Марка Евгеника в Константинополе (1442–1445 гг.) – остаётся под вопросом. Стихиры-подобны святым богородителям Иоакиму и Анне могли быть написаны, как полагают исследователи, для монастыря святого Георгия в Манганах или для монастыря Христа-Человеколюбца, в которых, по разным сведениям, сохранялись мощи некой святой по имени Анна (исследователям неизвестно, имелась ли в виду мать Богородицы или другая святая). Исследователям затруднительно расположить хронологически последование (канон и стихиры) Иисусу Христу «сладчайшему и прекраснейшему», самогласны святым равноапостольным Константину и Елене, подобны святой великомученице Екатерине и Григорию Паламе, канон девяти чинам Бесплотных сил и умилительные каноны против каждого из восьми «общих помыслов» – обжорства, сладострастия, сребролюбия, печали, гнева, лени, тщеславия и гордыни.

 



 
PR-CY.ru