МАКСИМИН - Страница 7

В 839 г. по просьбе монаха Вальдона (впоследствии аббата монастыря Максимина), Житие святого было переработано Лупом Ферьерским. Причиной создания текста было несоответствие старого Жития требованиям, которые предъявлялись к агиографическим сочинениям в эпоху Каролингского возрождения. Луп Ферьерский стремился исправить язык произведения, далёкий от норм классической латыни («meo stilo elucubrarem... accuratiori sermone»). Подражая древним авторам, он использовал длинные периоды, но избегал синтаксических сложностей и заменял малопонятные слова более распространёнными синонимами. Изменения были внесены и в содержание текста: по словам Лупа Ферьерского, о деятельности Максимина сохранилось мало сведений, а в старом Житии содержались неправдоподобные утверждения. Луп Ферьерский расширил повествование за счёт агиографических топосов (например, упоминает о знатном происхождении святого), риторических и исторических отступлений. Повествуя об арианстве и о гонениях на православных епископов, агиограф подчеркнул, что Максимин был соратником Афанасия Александрийского (здесь Луп Ферьерский ссылается на «Хронику» Евсевия-Иеронима). Рассказы о паломничестве в Рим и особенно об осуждении еретика Евфраты подверглись сокращению. Из описания чудес были изъяты упоминания о чудесном свете, о передвижении предметов и другие подробности, которые агиограф посчитал неправдоподобными. Житие, составленное Лупом Ферьерскии, получило более широкое распространение, чем древнее Житие (исследователям известны 39 рукописей). Составление агиографических сочинений о Максимине возобновилось в X в., в эпоху расцвета монастыря во имя святого в Трире. В 962 г. по указанию аббата Виккера монах Сигехард составил сказание о чудесах Максимина. В прологе упоминается, что сказание было задумано как продолжение «Жития Максимина», написанного Лупом Ферьерским. Сигехард подчёркивает, что получил информацию от достойных доверия свидетелей, и заверяет читателей в истинности всего изложенного. Со слов аббата Виккера он описывает эпизод из жизни Максимина, пропущенный Лупом Ферьерским: клирики, завидовавшие аскетическому образу жизни святого Кириака, донесли епископу, что тот по ночам занимается непотребными делами; Максимин отстранил его от служения, но явившийся ангел подтвердил невиновность Кириака (это событие было изображено на фресках в крипте церкви святого Кириака). В первой части сказания сообщается о чудесных исцелениях, об изгнании демонов из одержимых людей и о защите прав и имущества монашеской общины от посягательств местной знати. Во второй части описана история монастыря Максимина после его разорения норманнами в 882 г. (основное внимание уделено обретению и перенесению мощей святого). В большом легендарии аббатства Максимина в сочинение Сигехарда вставлено повествование о спасении ребёнка, отданного родителями в монастырь и похищенного неким воином. Когда похититель пересекал по мосту реку Мозель, мальчик воззвал к Максимину; рассерженный воин попытался ударить ребёнка, но его конь оступился и упал в реку. Мальчик вернулся в обитель и рассказал о случившемся аббату Виккеру, который впоследствии поведал об этом императору Оттону III. Так называемое метрическое Житие святого было составлено между 963 и 975 гг. или в 990 гг. Текст сохранился в единственной рукописи, созданной в аббатстве Максимина в Трире. Исследователи отмечают, что фактически Житие состоит из стихотворных подписей к фрескам в монастырском зале капитула, на которых были представлены эпизоды жизни и чудес святого.

 



 
PR-CY.ru