МАРК АВРЕЛИЙ Антонин Август - Страница 8

Значительное число христиан пострадали в Малой Азии в конце 160 гг. (среди них – Поликарп Смирнский, а также Лугдунские мученики). Марк Аврелий был похоронен в мавзолее Адриана в Риме (ныне замок Святого ангела). Сразу после смерти решением сената он был обожествлён. В отличие от большинства других императоров его культ не остался формальной данью уважения к умершему властителю. По свидетельству Юлия Капитолина, ещё в IV в. Марк Аврелий почитался как божество, его статуи находились среди изображений семейных и домашних богов, после Октавиана Августа Марк Аврелий оказался наиболее любимым императором римлян. Уже первые поколения римлян после эпохи Марка Аврелия увидели ухудшение положения дел в империи. В начале III в. Дион Кассий писал, что со смертью Марка Аврелия завершилась эпоха «золотого царства», и началось «царство железа и ржавчины». В последующие столетия отношение христиан к Марку Аврелию оказалось более лояльным, нежели их восприятие других императоров-гонителей. Сравнительно позитивный образ Марка Аврелия исследователи считают важным феноменом в культуре и исторической памяти позднеантичного и средневекового христианства как в Западной Европе, так и в Византии. Определяющую роль в его формировании сыграло подложное письмо Марка Аврелия, авторитет которого был подтверждён включением его в состав произведений мученика Иустина Философа, а также отношением к нему Тертуллиана и Евсевия Кесарийского. Христианская версия «чуда дождя» уже к концу IV в. полностью возобладала над языческой; участие христиан в этих событиях теперь считалось несомненным. Широко было распространено мнение о том, что после «чуда дождя» Марк Аврелий приказал прекратить гонения. В связи с этим правление и личность Марка Аврелия оценивались уважительно: писали о мудрости, богобоязненности Марка Аврелия, хотя тот и был язычником. Вслед за Тертуллианом и Евсевием Кесарийским многие писатели упоминали о «чуде дождя» с небольшими отклонениями от первоисточников. Аллюзия на историю «чуда дождя» содержится в «Гомилии о сорока Севастийских мучениках» Григория Нисского. В Византии о «чуде дождя», опираясь, в основном, на Евсевия Кесарийского, писали в исторических трудах Георгий Синкелл, Георгий Монах, Михаил Псёлл, Иоанн Зонара, Никифор Каллист, Ксанфопул и др. Подробное изложение истории «чуда дождя» сделал Иоанн Ксифилин (середина XI в.), благодаря ему сохранился рассказ об этом чуде Диона Кассия. В латинской традиции основными источниками стали хроника Иеронима Стридонского и сочинение Орозия «История против язычников». О нём упоминали хронисты Проспер Аквитанский, Фредегарий, Мариан Скот и др. Марк Аврелий занимался литературно-философским творчеством на протяжении большей части жизни. Сохранился его наиболее значительный труд «Размышления» («К самому себе»), написанный по-гречески в 170 гг., который отражает основные черты мировоззрения императора, сформированные под влиянием философии стоиков (подробнее см. ст. Стоицизм).



 
PR-CY.ru