МАРК АВРЕЛИЙ Антонин Август - Страница 6

Значительным новшеством в жизни государства стало то, что римская элита, в течение не одного столетия склонная к рационализму и скептицизму, признала это явление на самом высоком официальном уровне. Чудо широко обсуждалось и использовалось императорской пропагандой как доказательство благосклонности богов к римлянам и Марку Аврелию. Согласно официальной версии, римляне победили в результате вмешательства Юпитера; изображения этих событий помещены на колонне Марка Аврелия в Риме. Датировка и обстоятельства «чуда дождя» остаются предметом дискуссии и среди современных исследователей. Тем не менее, в произведениях III–V вв. язычников и христиан «чудо дождя» постепенно получило разноречивые истолкования. Согласно Диону Кассию (начало III в.), оно произошло после молитвы египетского жреца Арнуфия, почитателя бога Гермеса (т.е. Тота). В 172–174 гг. была выпущена серия монет с изображением Гермеса, иногда рядом с храмом в египетском стиле, с легендой «Religio Augusti» («Благочестие августа»). В византийском словаре «Суда» (X в.) приводится мнение, явно восходящее к эпохе Марка Аврелия, что «чудо дождя» было сотворено неким теургом Юлианом Халдеем. Византийский писатель Михаил Псёлл (XI в.) рассказал, что Юлиан изготовил из глины человеческое лицо, увидев которое варвары были поражены молниями. В «Истории августов» (IV в.) сказано, что чудо вызвала молитва самого Марка Аврелия. По мнению исследователей, вскоре после эпохи Марка Аврелия среди христиан появилось предание о том, что «чудо дождя» произошло из-за молитвы воинов-христиан из окружённого варварами соединения. На рубеже II и III вв. Тертуллиан утверждал, что существует письмо Марка Аврелия, в котором император рассказывал о «чуде дождя» и своём изменившемся отношении к христианам, что, по мнению христианского писателя, доказывало добродетель и мудрость императора. Каким именно письмом пользовался Тертуллиан, исследователям неизвестно. В сохранившемся виде письмо Марка Аврелия помещено в приложении к «Первой Апологии» святого Иустина Философа. В нём содержится подробный рассказ о чуде, а также указание на то, что Марк Аврелий якобы признал роль молитвы христиан в спасении войска и приказал прекратить их преследования. Как считают историки, существующий текст был составлен (или отредактирован) в первой половине IV в., вероятнее всего, между 311 г. и 320 гг. В нём отчётливо отражены реалии религиозной борьбы периода последних гонений и легализации христианства, текстуальные совпадения с Никомидийским эдиктом императора Галерия 311 г. Ещё одна очень влиятельная впоследствии версия «чуда дождя» была пересказана в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (320 гг.). В ней отражён процесс дальнейшей христианизации легенды. Согласно ей, под угрозой разгрома оказался 12-й Мелитенский легион, все солдаты которого были христианами, и их молитва спасла армию. Евсевий Кесарийский полемизировал с писателями-язычниками, которые отрицали роль христиан в этом событии.

 



 
PR-CY.ru