МАРК АВРЕЛИЙ Антонин Август - Страница 5

Марк Аврелий не стремился проводить какие-либо существенные внутренние преобразования. При нём были сокращены повинности куриалов, что облегчило жизнь городского сословия и оздоровило экономику провинциальных городов. Улучшилось положение рабов. Убийство раба стало считаться преступлением; впервые раб получил возможность появляться в судебных учреждениях, где за ним признавались некоторые права. Марк Аврелий, хотя и в ограниченных пределах, признал за рабами в случае отсутствия законного наследника право на некоторую часть имущества умершего хозяина. Его религиозная политика отличалась подчёркнутым консерватизмом. Он не стремился вносить какие-либо новшества по сравнению с предшественниками из династии Антонинов. На официальном уровне по-прежнему поддерживалась традиционная римская религия. Из восточных культов, широко распространённых в империи, Марк Аврелий, как и было принято, поддерживал фригийско-сирийскую религию Великой Матери богов Кибелы. В то же время влияние египетских культов, митраизма и ряда других языческих религиозных течений ограничивалось; строго соблюдался запрет на строительство храмов неофициальных культов внутри померия – священной территории в центральной части Рима. Важной составляющей религиозной идеологии оставался прежде сложившийся синтез римских и классических греческих богов. Его значение Марк Аврелий подчёркивал, посещая греческие города, а также приняв посвящение в Элевсинские мистерии в храме Деметры близ Афин осенью 176 г. Вместе с тем исследователи отмечают рост религиозных настроений в эту эпоху и всё более проявляющуюся растерянность римлян перед нарастающими военными угрозами, эпидемией и вызванным ими экономическим упадком. C началом распространения эпидемии Марк Аврелий уделял большое внимание устранению недостатков в исполнении ритуалов почитания богов в Риме, что в данной ситуации представлялось ему и подданным первостепенным делом. Марк Аврелий и многие его высокопоставленные советники, по мнению исследователей, всё больше внимания уделяли общению со жрецами, с предсказателями и религиозным поискам. Одним из свидетельств роста религиозности в империи стало «чудо дождя», которое произошло во время войны с квадами, по мнению исследователей, летом 174 г. (встречаются также датировки 172 и 171 гг.). Сводный отряд римской армии из частей нескольких легионов, вступивший в сражение с варварами, был оттеснён превосходящими силами врагов на возвышенность и долгое время держал там оборону в строю под палящим солнцем и без питьевой воды. Марк Аврелий, находившийся с другими силами в стороне от места сражения, не мог оказать легиону немедленную помощь. В этот момент разразилась сильнейшая гроза, и начался дождь. Молнии поражали варваров и заставили их бежать, а вода напоила измученных римских солдат, спасла их и принесла им победу.

 



 
PR-CY.ru