ЛОНГИН СОТНИК - Страница 9

Исследователи полагают, что не случайно в описании чуда упомянуты храмы Московского Кремля: престол святого Иоанна Крестителя под Бором (рядом с Боровицкой башней) и монастырь Спаса на Бору с каменным храмом (около 1330 г.) – первая архимандрития в Москве. Ещё Иван Михайлович Снегирёв (1793–1868 гг.) заметил, что в названиях храмов, их топонимических характеристиках («на Бору», «под Бором») отразились именования кремлёвских урочищ. Когда были построены эти храмы, рядом ещё шумел старый лес («бор»). Исследователи полагают, что кто-то из иноков владимирского Вознесенского монастыря мог спастись в Москве от разорения Владимира монголами в 1238 г. и сохранить воспоминания о принесённых в 1217 г. святынях. Тем более что церковь святого Иоанна Крестителя под Бором была митрополичьей после переезда в 1321 г. из Владимира в Москву митрополита Петра и до строительства Успенского собора в 1326 г. Почитание Лонгина Сотника как покровителя московской царской семьи сохранялось и в последующие столетия в династии Романовых. Частица мощей Лонгина Сотника находилась в ковчеге 1617 г., принадлежавшем матери царя Михаила Фёдоровича («лета 7125 году сие моление келейное мощеи разных святых великия старицы Марфы Ивановны»; прежний ковчег обветшал, во второй четверти XVIII в. сделали новый). Память о Лонгине Сотнике увековечена в храмовой иконе Лонгина Сотника (и ныне на прежнем месте Государственных музеев Московского Кремля), созданной около 1680 г. изографом Фёдором Зубовым для дворцового Верхоспасского собора (храм Спаса Нерукотворного образа за золотой решёткой, домовый царский храм при теремах, 1635–1637 гг.). Икона представляет собой поясной образ святого, в молении обращённого к Спасителю, в традиционных одеяниях – воинских доспехах и головном плате. Он изображён как средовек с округлой короткой седой бородой, пышными локонами, выбивающимися из-под плата. Облик его полон скорби и молитвенного выражения благодаря возведённым вверх бровям, выразительным морщинам. Московский краевед Иван Кузьмич (Казимирович) Кондратьев зафиксировал предание, что икона была написана по воле великого князя Василия Дмитриевича в начале XV в.. Скорее всего, как полагают исследователи, её создание было связано с возведением царём Фёдором Алексеевичем в 1679 г. Распятской церкви и подобия Голгофы на переходе между дворцовыми храмами. Образ Лонгина Сотника неразрывно связан с темой Страстей Господних, Голгофы и Распятия (один из приделов Воскресенского собора в Новом Иерусалиме подобно приделу храма Гроба Господня посвящён Лонгину Сотнику). Почитаемая икона Лонгина Сотника конца XVII в. есть в московской церкви в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Она происходит из церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах, имевшей придел во имя Лонгина Сотника (1668 г.; ныне существующий 1698 г.), и близка по иконографии к иконе Фёдора Зубова, но отличается в деталях. Еженедельно перед ней совершается молебен с водосвятием об исцелении от глазных болезней.

 



 
PR-CY.ru