ЛОНГИН СОТНИК - Страница 24

При Распятии Лонгин Сотник представлен на отдельных пластинах рядом с апостолом Иоанном Богословом на Киликиевском кресте из Спасо-Прилуцкого монастыря (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, резьба по кости, пластины первой половины XVI в.); в составе композиции «Не рыдай Мене, Мати» на иконах XVII–XVIII вв. С развитием в XVIII–XIX вв. круглой пластики и рельефной резьбы для оформления иконостасов образ Лонгин Сотник мог быть исполнен в виде отдельно стоящей статуи или рельефа в антикизирующих барочных доспехах и шлеме, с копьём. Алый плащ, белый плат, открывающий курчавые волосы Лонгина Сотника, поднятую вверх указующую правую руку исследователи узнают на иконах «Распятия Господня» работы изографов Оружейной палаты (1673 г., мастер Георгий Терентьев Зиновьев, Покровская церковь в Братцеве, ныне в Третьяковской галерее) и их подражателей на периферии – икона Распятия со сценами Рождества Христова и Богоявления (первая треть XVIII в., Государственный музей истории религии). Сохранилось несколько икон XVII в. с единоличным изображением Лонгина Сотника. Исследователи полагают, что на их возникновение повлияли развитие иконографии Страстей Господних, а также интерес к архитектуре и украшениям иерусалимского храма Гроба Господня (Воскресения Христова), попытки воспроизвести его подобие и повторить посвящения престолов. Придел в честь Лонгина Сотника (иное название – церковь Написания титла) находился в северной части Воскресенского собора в Новом Иерусалиме (начат в 1656 г., освящён в 1685 г.). Образ Лонгина Сотника в паре со святым Корнилием сотником (не сохранился) обрамлял вход в Распятскую часовню подземной церкви во имя равноапостольных Константина и Елены. В 1680 гг. царским изографом Фёдором Зубовым была создана икона, на которой Лонгин Сотник изображён по пояс, в повороте на три четверти, молящимся. Этот образ находился в иконостасе Верхоспасского (Спаса за золотой решёткой) собора Теремного дворца в Московском Кремле. Традиционный пластинчатый доспех целиком покрыт чеканными узорами, алый плащ по-царски отделан драгоценностями, белый плат на кудрявых седых волосах довершает восточный облик. Мастер стремился придать лику драматическое, страдальческое выражение: брови святого сведены к середине и подняты вверх. Исследователи полагают, что во второй половине XVII в. была написана храмовая икона Лонгина Сотника для придела его имени московской церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм в Барашах (ныне в церкви в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке). Престол этой церкви в честь Лонгина Сотника упоминается ещё в документах 1620 гг., а об освящении придела в 1668 г. свидетельствовала надпись на хранившемся в нём деревянном кресте. На иконе Лонгин Сотник изображён в развороте влево; правой рукой поднимает крест, левой придерживает копьё. Исследователи находят необычной форму его головного убора, который, скорее, напоминает обвязанную белой тканью княжескую шапку,  – по мнению исследователей, таким был экзотический восточный убор на иконном образце. В иконописи синодального периода, продолжающей традиции изографов царской Оружейной палаты, образ Лонгина Сотника могли изображать на первом плане, Распятие было представлено на дальнем плане, как на иконе мастера Василия Василевского (1730 г., Русский музей). Исследователи отмечают, что чрезвычайно редки изображения Лонгина Сотника как святого на полях, например, на трёхчастной иконе с образами Богоматери, Николая Чудотворца с избранными святыми (XIX в., частное собрание).



 
PR-CY.ru