ЛОНГИН СОТНИК - Страница 7

В латинской традиции получил широкое распространение рассказ об исцелении Лонгина Сотника от слепоты, после того как кровь, брызнувшая из раны Спасителя, попала ему на глаза. По мнению исследователей, впервые этот эпизод появился в Ирландии в VIII в.; в частности, о чудесном прозрении Лонгина Сотника говорится в поэме Блатмака (вторая половина VIII в.; «The poems of Blathmac son of Cú Brettan»); в иллюминированных ирландских Евангелиях (например, около 750 г.) также фигурирует данный сюжет. В дальнейшем рассказ был забыт и вновь появился в западной средневековой литературе в XII в. Он встречается у Петра Коместора (XII в.), Винценция из Бове, в «Золотой легенде» Иакова из Варацце, а также в «Перечне святых» Петра Наталиса, составленном в XIV в. При этом особый акцент в легенде о Лонгине Сотнике делается на прощении, которое он получил от Христа после своего жестокого поступка. В эпической французской поэме XII в. «Песнь о Гильоме» говорится о том, что Лонгин Сотник пронзил копьём Христа, но после этого прозрел и, раскаявшись, получил прощение от Спасителя. Часто воспоминание о Боге и упоминание Его имени вызывали воспоминание о Лонгине Сотнике, как, например, в рыцарском романе «Отмщение за Рагиделя». Имя святого исследователи встречают во французских и английских заговорах: считалось, что он помогает остановить кровотечение, вытащить железный наконечник копья или стрелы из раны, а также исцелить глазные болезни. В английской средневековой традиции бытовало мнение, что Лонгин Сотник помогает при зубной боли, что, по мнению исследователей, связано с применением в древней народной медицине копьеметалки для лечения зубов. В XVII в. на Сардинии было известно сказание, согласно которому Лонгин Сотник родился в городе Кальяри, служил в римской армии в Иудее и пострадал за Христа во время гонения императора Нерона. По мнению исследователей, легенда возникла на основе надписи, обнаруженной на могиле одноимённого святого в 1626 г., в которой говорится, что он жил 50 лет и с миром почил в 13 календы декабря (19 ноября). Жители Кальяри установили празднование дня обретения мощей святого 19 апреля, 19 ноября отмечали день памяти мученика. В западных церковных календарях Лонгин Сотник почитается как воин, пронзивший копьём Христа; наиболее раннее упоминание о нём содержится в «Мартирологе» Иеронима Стридонского (V–VI вв.) под 15 марта, 23 октября и 22 ноября. В стихотворном ирландском «Мартирологе Оэнгуса» (IX в.) память Лонгина Сотника зафиксирована под 23 октября. В церковных календарях эпохи Каролингов память святого обозначена под 15 марта, 16 октября, 22 ноября, 1 декабря и 1 сентябя («Мартиролог Адона Вьеннского»). В некоторых церковных календарях Северной Испании память Лонгина Сотника отмечена под 21 ноября. В 1580 гг. кардинал Цезарь Бароний поместил в «Римский Мартиролог» краткую заметку о святом под 15 марта. В действующей редакции «Римского Мартиролога» память Лонгина Сотника отмечена под 16 октября.

 



 
PR-CY.ru