ЛОНГИН СОТНИК - Страница 8

В 1217 г. во Владимир «приде епископ Полотский из Царяграда к великому князю Константину, ведый его любовь... до божественного церковного строения, до святых икон и мощей святых... принесе ему етеру часть от страстей от Господень и мощи святого Логина, мученика сотника, святей его руце обе и мощи святыя Мария Магдалыни» («Полное собрание русских летописей», том 1). Великий князь Владимирский Константин Всеволодович, старший сын князя Всеволода Большое Гнездо, продолжил собирание святынь в столице Северо-Восточной Руси. В честь принесения этих реликвий было организовано торжественное празднование во Владимире. Ковчег со святынями («святая рака») был помещён для поклонения в церкви Вознесенского монастыря «перед Золотыми вороты». Во время богослужения крестные ходы во главе с великим князем и Владимирским епископом Симоном прошли от соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы и княжеского Дмитриевского (во имя великомученика Димитрия Солунского) собора, т.е. от детинца с его храмами, к Вознесенскому монастырю у Золотых ворот. Епископ «взят же... на главу свою святую ту раку. В неи же бе положено стое то скровище и тако взвратишася в град и идоша к святому Дмитрию поюще и славяще... и ту целова...». Реликвии были константинопольского, а возможно, и иерусалимского происхождения. Такие святыни, как Кровь Спасителя, часть древа Креста, камни от Гроба Господня и от гроба Божьей Матери, были помещены в крест преподобной Евфросинии Полоцкой в 1161 г. Исследователи полагают, что не случайно епископ, доставивший святыни во Владимир, также был из Полоцка. Современные исследователи (например, Анатолий Аркадьевич Турилов) связывают с реликвиями, принесёнными в 1217 г. во Владимир, двойной наперсный ковчег-мощевик из собрания Государственных музеев Московского Кремля, внешний ковчег которого был сделан в Твери в первой половине XIV в. Среди вложений названы: Крест, Кровь, части Гроба и риз Христовых, ризы Пресвятой Богородицы, однако сведения о наличии частиц мощей Лонгина Сотника в нём отсутствуют. Исследователи полагают, что память об этих реликвиях Владимирской княжеской семьи сохранилась в монашеской среде не случайно, т.к. во Владимире рака с этими святынями находилась не только в храмах княжеского детинца, но и в соборе Вознесенского монастыря у Золотых ворот (основан, как полагают исследователи, при Андрее Боголюбском, разрушен при нашествии монголов в 1238 г., позднее восстановлен уже как приходская церковь). В 1415 г. при появлении на свет у великого князя Василия I Дмитриевича сына Василия произошло чудесное событие. Во время тяжёлых родов князь попросил молитв у прозорливого старца в монастыре Иоанна Крестителя под Бором, на что тот ответил: «Моли великого мученика Логгина, понеже тои ходатаи и молебник всему роду вашему». Василий Дмитриевич последовал совету, и княгиня благополучно родила сына. В этот момент к великокняжескому духовнику, стоявшему на молитве в монастыре святого Спаса на Бору, прибыл неизвестный и сообщил: «Иди к великому князю и нарци имя ему Василеи». После этого посланник исчез, и никто не смог найти его. Духовник «же опытав всех кто будет преже приходил по него, никто же обретеся, ни пославый, ни посланник, и вси дивишася» («Полное собрание русских летописей», том 6, том 23).

 



 
PR-CY.ru