ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим

ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729–1781 гг.) – немецкий писатель, поэт, драматург, философ и теоретик искусства, один из ведущих представителей немецкого Просвещения. Родился в многодетной семье протестантского пастора Иоганна Готфрида Лессинга и его жены Юстины Саломеи (урождённой Феллер). После посещения городской школы Каменца обучался в 1741–1746 гг. в элитной школе-интернате Санкт-Афра в Майсене. В 1746 г. поступил в Лейпцигский университет, где изучал теологию, а с 1748 г. – также и медицину. Наиболее сильное влияние в период студенчества на Г.Э. Лессинга оказали филолог Иоганн Август Эрнести, историк Иоганн Фридрих Крист и математик Авраам Готтгельф Кестнер. Благодаря знакомству с Клаусом Милиусом и Кристианом Феликосом Вайсе Г.Э. Лессинг сблизился с членами труппы лейпцигского театра Фредерики Каролины Нойбер. В 1747–1748 гг. он опубликовал при поддержке Клауса Милиуса свои первые поэтические опыты и комедию «Дамон, или Истинная дружба» («Damon oder die wahre Freundschaft»), а в 1748 г. получил известность как драматург благодаря успешной премьере поставленной театром Ф.К. Нойбер комедии «Юный учёный» («Der junge Gelehrte»). Увлёкшись искусством, Г.Э. Лессинг предпочел академической или пастырской деятельности образ жизни свободного литератора и в 1748 г. переехал в Берлин, где жил до 1755 г. с перерывом на краткое пребывание в Виттенберге с целью защиты написанной в 1751–1752 гг. диссертации об испанском писателе и враче XVII в. Хуана Уарте. Вращаясь в берлинских околотеатральных и богемных кругах, Г.Э. Лессинг зарабатывал на жизнь литературным трудом в периодических изданиях – «Берлинской привилегированной газете» под редакцией Клауса Милиуса (сначала как рецензент и переводчик, а с 1751 г. как редактор ежемесячного беллетристического приложения «Новейшее из царства остроумия») и «Критических сообщениях из царства учёности» под редакцией Иоганна Георга Зульцера. В этот период вокруг Г.Э. Лессинга сформировалась группа единомышленников, куда вошли будущие идейные лидеры немецкого Просвещения Кристоф Фридрих Николаи и Моисей Мендельсон,  а также Карл-Вильгельм Рамлер и Эвальд Христиан фон Клейст. Виртуозное владение аргументацией и широкая образованность в сочетании с полемическим даром и живостью стиля выдвинули Г.Э. Лессинга в число ведущих публицистов и критиков. Особую известность приобрёл созданный им жанр «спасений» («Rettungen») – историко-филологических эссе, направленных на развенчание предрассудков в отношении неверно понятых или превратно истолкованных писателей прошлого, например, Горация, Симона Лемниуса, Джероламо Кардано. Широкий резонанс имела также полемика с пастором Самуилом Готгольдом Ланге о переводах од Горация. Одновременно Г.Э. Лессинг включился в идейно-художественную борьбу вокруг немецкого театра. В 1749 г. он совместно с К. Милиусом основал первый немецкий театральный журнал «Beyträge zur Historie und Aufnahme des Theaters» («Труды по истории и восприятию театра»), продолженный им уже самостоятельно в 1754 г. под названием «Theatralische Bibliothek» («Театральная библиотека»).

 



 
PR-CY.ru