ЛЕПОРСКИЙ Пётр Иванович - Страница 2

П.И. Лепорский считает, что эта проблема должна получить развитие, однако церковное вероучение не восприняло концепцию «двойственности», утверждая единственность сознания и личности Христа. В разделе, посвящённом первосвященническому служению Иисуса Христа, П.И. Лепорский отвечает на вопрос о том, кому была принесена крестная Жертва. По его словам, Жертва «была принесена тому закону, который от вечности дал право на жизнь и блаженство только одному добру, а зло и грех обрёк на небытие и страдание». Спасти людей без страдания значило бы для Бога примириться с грехом, отречься от Самого Себя. Все попытки отыскать иной объект принесения Жертвы П.И. Лепорский называет «напрасной тратой остроумия». Таких попыток он насчитывает две: первое объяснение гласит, что выкуп был принесён дьяволу, а точнее путём обмана дьявола; второе – что Жертва Христа есть удовлетворение, принесённое Богу (см. ст. Искупление). В качестве примечания П.И. Лепорский рассматривает вопрос о виновности всего человечества в смерти Христа. На крест Сына Божия возвели «те силы тьмы, которые господствовали в мире – фарисеизм в иудействе и безверие в язычестве». По мысли П.И. Лепорского, даже без Каиафы и Понтия Пилата эти силы всё равно привели бы земную жизнь Христа к одному и тому же концу. Однако смерть Спасителя стала благословением человечеству, Он умер не от людей, а за людей. На лекциях П.И. Лепорский периодически делал краткие обзоры главных направлений догматики на Западе. Так, в 1904 г. сделал обзор новейших западных учений в области христологии. На практических занятиях, которые были введены академическим уставом 1910–1911 гг., П.И. Лепорский в 1911 г. дал критический разбор книги Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта» (1902 г.), а также представил предварительные сведения об «Исповедании» Александрийского  патриарха Митрофана (Критопулоса) и «Исповедании» Константинопольского патриарха Геннадия II Схолария. В 1912 г. на практических занятиях П.И. Лепорский разбирал со студентами «Исповедание» Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары и «Православное Исповедание» митрополита Киевского и всея Руси Петра (Могилы). В 1897 г. П.И. Лепорский представил в Совет Санкт-Петербургской духовной академии на соискание степени магистра богословия сочинение «История Фессалоникского экзархата до времени присоединения его к Константинопольскому патриархату». Диссертация представляла собой переработанное и дополненное кандидатское сочинение П.И. Лепорского. Об актуальности темы диссертации писал В.В. Болотов: «С 1892 г. история Фессалоникской Церкви получила интерес особого свойства. В декабре 1891 г. в Sitzungsberichte мюнхенской академии наук появилась статья профессора Фридриха, в которой этот знаменитый старокатолический учёный доказывает, что так называемый «Сборник Фессалоникской Церкви» (26 документов) есть колоссальный подлог в интересах папства. Из этого следовало, что все, писавшие по истории Фессалоникской Церкви и неизбежно пользовавшиеся названным сборником, шли по ложному следу. Правда, уже в 1892 г. французский академик профессор авве Дюшен высказался решительно против такого открытия мюнхенского профессора и его воззрению противопоставил своё собственное освещение спорных событий, но обстоятельного опровержения статьи Фридриха Дюшен не дал».

 



 
PR-CY.ru