ЛЕПОРСКИЙ Пётр Иванович

ЛЕПОРСКИЙ Пётр Иванович (1871–1923 гг.) – протоиерей, профессор догматического богословия Санкт-Петербургской духовной академии. Сын священника. В 1885 г. окончил Нижегородское духовное училище, в 1891 г. – Нижегородскую духовную семинарию и поступил на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию. Под руководством профессора Василия Васильевича Болотова (1853–1900 гг.) написал кандидатское сочинение «История викариатства Фессалоникского до присоединения его к Константинопольскому патриархату». После окончания Санкт-Петербургской духовной академии в 1895 г. как один из лучших выпускников П.И. Лепорский был оставлен при академии на год профессорским стипендиатом по кафедре догматического богословия. П.И. Лепорский проделал большую работу по подготовке к занятию профессорской кафедры и составлению курса лекций. После прочтения пробных лекций 2 октября 1896 г. Советом Санкт-Петербургской духовной академии П.И. Лепорский был избран исполняющим должность доцента на кафедре догматического богословия вместо ушедшего в отставку профессора Александра Львовича Катанского (1836–1919 гг.). В первый год преподавания П.И. Лепорский работал совместно с В.В. Болотовым, который был назначен в помощь начинающему преподавателю и читал курс по истории догматов. Методические консультации В.В. Болотова оказали влияние на составление собственного курса лекций П.И. Лепорским (о своём учителе П.И. Лепорский сохранил самые тёплые воспоминания). Помимо лекций по догматическому богословию П.И. Лепорскому принадлежит немало научных и публицистических работ в области богословия, апологетики, церковной истории, а также проповеди, справочные библиографические статьи и рецензии. В структуре изложения догматического богословия П.И. Лепорский следовал епископу Сильвестру (Малеванскому), который делил содержание догматики на учение о Боге в Самом Себе и о Боге в отношении к тварному миру. Свой материал П.И. Лепорский распределил следующим образом: введение в науку (цель и предмет науки, учение о триедином Боге); учение о Боге Отце (учение о творении и Промысле), о Боге Сыне (учение о спасении), о Боге Духе Святом (учение о благодати). Рукописи лекций П.И. Лепорского сохранились практически за каждый учебный год и находятся в библиотеках Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургская духовная академия, Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, Библиотека Академии Наук, Государственный музей истории религии). Говоря об ипостасном единении двух природ во Христе, П.И. Лепорский касается вопроса о двойстве сознаний Богочеловека. То, что данный вопрос не рассматривался в отечественной догматике, он объясняет «боязливым старанием держаться буквы святоотеческого учения, не выступать за границы определённо формулированных там положений». По мнению П.И. Лепорского, учение о двойстве воль и действований находит объяснение только в признании двойства сознания во Христе, и если древняя церковь не вынесла по этому поводу суждения, то только потому, что у святых отцов на первое место выдвигалось понятие воли. С развитием психологической науки, когда на определённом этапе главным предметом её изучения становится сознание (вторая половина XIX – начало XX вв.; Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс), богословы обращаются к проблеме двойственности сознания во Христе (Ф. Г. Р. Франк, протоиерей Николай Малиновский, Томас Моррис и др.).

 



 
PR-CY.ru