ЛЕОНТИЙ, ИПАТИЙ и ФЕОДУЛ - Страница 8

В этом тексте описание всех трёх мучеников дано под 18 июня в следующем порядке: «Ипатий, с проседью, Леонтий, с бородою едва показавшеюся, и Феодул, – юный» (святые претерпели разные мучения). В византийском искусстве исследователям была известна сцена мучения святых, которая также могла располагаться в минейном цикле под 18 июня. В иллюминованном «Минологии», написанном для Димитрия Палеолога, деспота Мореи (между 1322 и 1340 гг.), в правом верхнем клейме четырёхчастной листовой миниатюры на золотом фоне помещена сцена мученичества трёх Триполийских святых. В верхней части композиции, очевидно, Ипатий и Феодул; над головой мученика средних лет, с тёмными волосами и короткой бородой, палач заносит меч, другой, юный, ожидает своей участи (его фигура обрезана линией разгранки), у обоих пленников связаны руки. На переднем плане – распростёртый на земле Леонтий, его глаза закрыты, лицо измождено. Над ним навис палач, который одной рукой наносит удары сучковатой палкой, а в другой держит меч. На поле миниатюры – киноварная скоропись имени Леонтия. Группу разновозрастных святых (Леонтия и «иже с ним» пострадавших) представили в мучении мастера фресковых росписей в северо-западном куполе на западной стороне в Успенской церкви монастыря Грачаница (около 1320 г.): над тремя молодыми коленопреклонёнными святыми палач заносит дубину; надпись: «Леонтий и иже с ним из Триполи». Сцена мучения одного Леонтия изображена в притворе собора Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (между 1390 и 1391 гг.) – молодой с вьющимися волосами святой припал на колено, палач заносит над его головой меч; на Леонтии плащ, скреплённый фибулой. Ростовые образы трёх святых представлены в росписи Вознесенской церкви монастыря Дечаны (1348–1350 гг.), в северной части, между средней и западной травеями; фигура в рост Леонтия – в притворе церкви Николая Чудотворца в Пелинове (1717–1718 гг.). Согласно Строгановскому иконописному подлиннику (первая четверть XVII в.), Леонтия (под 18 июня) следует изображать как средовека в ризах мученика, с короткими волосами и бородой, риза – лазоревого цвета. В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) содержится упоминание о «киевском» варианте изображения Леонтия: «…В правой руке крест, а левая молебна».

 



 
PR-CY.ru