ЛЕОНТИЙ I - Страница 7

Со второй половины XV в. в чине проскомидии наряду с первосвятителями Московскими стал упоминаться и Леонтий. Эта традиция сохранилась до настоящего времени: в святительском чине при вынимании частицы из девятичинной просфоры в память святых иерархов наряду с Вселенскими и Московскими святителями упоминаются Никита Новгородский и Леонтий. Великие князья не раз приезжали на богомолье в Ростов к Леонтию, о чём свидетельствуют летописи и вклады князей на молитвенную память. Великий князь Василий III Иванович в 1514 г. пожертвовал к мощам Леонтия надгробный покров (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»), выполненный в мастерской его жены великой княгини Соломонии. В 1563 г. царь Иван IV Васильевич Грозный писал митрополиту Макарию, что Полоцк был взят русскими войсками по молитвам в том числе семи Ростовских святых, первым среди которых назван Леонтий. В соборной грамоте 1564 г. о ношении русскими иерархами белого клобука утверждается, что Леонтий наряду с Ростовскими святителями-чудотворцами Исаией и Игнатием имел привилегию носить белый клобук («Полное собрание русских летописей», том 13). К середине XVII в. почитание Леонтия сохранялось в Киево-Печерском монастыре. В девятой песни канона Киево-Печерским святым Мелетия Сирига (около 1643 г.) среди «божественных иерархов» – выходцев из Киево-Печерской обители назван Леонтий, очевидно, епископ Ростовский. Архидиакон Павел Алеппский, описывая путешествие Антиохийского патриарха Макария III в Россию в середине XVII в., упомянул традицию русских архиереев дарить иконы в честь своей кафедральной церкви: Ростовский митрополит «также дал нам иконы в честь своей кафедры, что во имя св. Леонтия, митрополита Ростовского, который был родом грек». В Описи Ростовского архиерейского дома 1763 г. говорилось: «А что тот дом архиерейской имеется издавна, о том значит нижеследующее показание в Псалтири печатной толковой о имевшемся в Ростове Преосвященном архиерее угоднике Божии святителе Леонтии Ростовском Чудотворце, прежде котораго и еще в Ростове были преосвященные архиереи, напечатано: Леонтий бе родом цареградец, послан в Россию от патриарха Фотия по прошению великаго князя Владимира в лето 6499-е (991), чему поныне учинит 772 года...». В XIX в. в Успенском соборе Ростова хранились реликвии, по преданию принадлежавшие Леонтию: фелонь святителя (находилась в раме под стеклом в Леонтиевском приделе); белый клобук, крест, икона Нерукотворного образа Спасителя. «Леонтиева» фелонь (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль») после реставрации датируется XV–XVII вв. Белый клобук Леонтия назван в самой ранней описи Успенского собора (1691 г.): «...Три клобука шёлковых белых вязаных Леонтия, Исаии, Игнатия» (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»). В начале XX в. клобуки находились в Успенском соборе, в 1922 г. они поступили в Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». По традиции мощи Леонтия неоднократно переоблачались в новые одежды (таким образом, одна из фелоней прошлых веков стала называться «Леонтиевой»). В 1412 г. из ростовского Успенского собора в Москву, в новопостроенную каменную Благовещенскую церковь при доме Ростовских владык в Дорогомилове, были перенесены ризы Леонтия  («Полное собрание русских летописей», том 21).

 



 
PR-CY.ru