ЛЕОНТИЙ I

ЛЕОНТИЙ I – епископ Ростовский (с 1073/1075 по 1076/1077 гг.?), святитель (память 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых). Данные источников о Леонтии противоречивы. Согласно древнейшей, проложной редакции Жития Леонтия, он стал третьим епископом Ростова после Феодора и Илариона. Как и оба его предшественника, Леонтий был по происхождению греком, родился и воспитывался в Константинополе, после чего «за многую добродетель» был поставлен на Ростовскую кафедру. В другом изводе этой редакции мотив поставления развёрнут: «...Русьскый же и мирьскый (мерский, мерянский: первоначальным населением Ростовской земли было поволжско-финское племя мери) языкъ добре умеяше, книгам русьским и гречьским велми хитръсловесен сказатель; от уности оставль мира и бысть черноризець чюден». Перед Леонтием стояла непростая задача, поскольку и Феодор, и Иларион «избегоша, не терпяще досаженья людий» (действительно, о диких полуязыческих нравах обитателей Ростовского края в XI в. свидетельствуют и ранние летописные данные). Подробностей деятельности Леонтия в Ростове Житие не сообщает, кроме чуда, сопровождавшего проповедь святителя детям. Епископ сознательно «оставль старца младенца учаше», «яко сама истина Христос рече, яко вино ново в новы мехи вливати». Разгневанные язычники ополчились на проповедника, но тот, ободряя бывших с ним пресвитеров и диаконов, облачился с ними в священные ризы и с крестами вышел навстречу толпе. При виде Леонтия язычники пали словно замертво, но «святый молитвою вся сдравы створи и научи веровати Христови и крести я в Святую Троицю». Леонтий скончался в мире и был погребён в Успенском соборе Ростова, который построил «преже бывший епископ». Иную информацию приводит в первой четверти XIII в. Владимиро-Суздальский епископ Симон в послании к киево-печерскому монаху Поликарпу, которое вошло в состав «Киево-Печерского патерика». Перечисляя епископов, поставленных из печерской братии, Симон начинает именно с Леонтия: «Первый – ростовскый Леонтий, священномученик, его же Бог прослави нетлением, и се бысть первопрестолник, его же невернии много мучивше убиша, и се третий гражанинъ небесный бысть Рускаго мира, со онема варягома венчався от Христа, его же ради убьен бысть». Следующим после Леонтия печерянином-архиереем Симон называет митрополита Илариона. Исследователи полагают, что это сообщение следует печерской традиции, принципиально отличной от житийной, поскольку, по Симону, Леонтий был избран на епископство из печерских монахов и принял мученическую смерть. Определение «первопрестольник» в древнерусских текстах обычно соответствовало греческому термину весьма неопределённого содержания, обозначавшему светского начальника или архиерея. В науке его часто понимают как «первый престольник», т.е. первый епископ из числа Ростовских (в таком случае налицо было бы ещё одно противоречие с житийной версией).

 



 
PR-CY.ru