ЛЕОНТИЙ I - Страница 5

В Лаврентьевской летописи в связи с рассказом об интронизации Ростовского епископа Кирилла II Леонтий дважды поименован в отличие от Ростовских епископов Исаии и Нестора «святым и священным епископом» («Полное собрание русских летописей», том 1). Следующий этап литературной работы над Житием Леонтия (третья редакция, по В.О. Ключевскому) исследователи относят предположительно уже ко второй половине XV в., судя по добавленным описаниям чудес, которые относятся к периоду от архиепископства Феодора (1389–1394 гг.) до правления кафедрой архиепископа Трифона (1462–1467 гг.). В начальной части составитель третьей редакции в соответствии с анахроническим обыкновением своего времени приписывать просвещение Руси Константинопольскому патриарху Фотию I сделал Леонтия современником и посланником знаменитого патриарха. Добавлены некоторые, в том числе топографические, подробности об обстоятельствах, в которых проповедовал Леонтий: он живёт в скиту, у ручья Брутовщина, близ города, питаясь кутьей собственного приготовления. Именно эта редакция помещена в Великих Минеях Четьих Московского митрополита Макария (Булгакова), хотя несколько избыточно предваряется ещё и древнейшей редакцией. Ещё более поздняя, четвёртая редакция характеризуется обильными вставками из летописания и включением в текст эксплицитных дат, часто условных. Пятая редакция, по мнению исследователей, отличается только литературной обработкой материала, шестая представляет собой проложное сокращение предшествующих. Весьма обширная рукописная традиция Жития Леонтия (более 200 списков) в целом и особенно в своей позднейшей части остаётся изученной недостаточно, так что в отношении количества редакций налицо существенные расхождения: от четырёх (митрополит Макарий) или шести (В.О. Ключевский) до 12 (Г.Ю. Филипповский). В Житии Троицкой редакции Леонтий приравнивается к равноапостольным святым: «Хвалит бо Римскаа земля Петра и Павла, Греческаа земля – Костянтина царя, Киевскаа земля – Володимера князя, Ростовская земля тебе, великыи святитетелю Леонтие, ублажаеть, сътворшаго дело равно апостоломь». Память Леонтия включена в древнейший ростовский месяцеслов – первой четверти XIII в. Мощи Леонтия торжественно были перенесены при Ростовском епископе Кирилле II, 25 февраля 1231 г., из церкви Иоанна Предтечи в новый каменный Успенский собор («Полное собрание русских летописей», том 1). Со времени обретения мощей Леонтия ростовский Успенский собор становится местом паломничества. Князь Андрей Боголюбский, «приехав в Ростов, поклонися блаженному и святому телу великаго Леонтиа… И целова святое тело великаго Леонтиа и вси мужи его… И устрои свещи великы у гроба его». В 1259 г. Владимирский князь Александр Ярославич Невский «бежа из Новагорода приеха в Ростов на средохрестье, крест честныи целова в святеи Богородици и гробу Леонтьеву челом удари» («Полное собрание русских летописей», том 1). Чудотворения, согласно древнейшему Житию, начались сразу же после обретения мощей Леонтия («и доныне лежит в церкви святыя Богородица, сдевая преславная чудеса и подавая исцеления с верою приходящим к Пречистеи Богородици и к святе(и) раце его»), что послужило установлению празднования святому в отличие от святителя Исаии, чьи мощи были обретены тогда же, но не отмечены чудотворением.

 



 
PR-CY.ru