ЛЕОНТИЙ I - Страница 4

Начало церковного почитания Леонтия прослеживается сразу же после обретения его мощей. Согласно Житию, «многим летом минувшим» после кончины Леонтия во время большого пожара Успенский собор, где был погребён Леонтий, сгорел, и Владимиро-Суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский повелел заложить новую, каменную церковь. Во время подготовки рвов для фундамента были обретены мощи сначала Ростовского святителя Исаии, преемника Леонтия, а затем (23 мая) и самого Леонтия, причём чудесным образом «не изменися божественное тело его и ризы его не исътлеша, паче же и гроб». Князь Андрей Боголюбский, возблагодарив Бога, послал в Ростов «гроб камен», в котором и были положены мощи в новом соборе, «в раце и на стене». Последнее указание Жития Троицкой редакции подтверждено археологически после вскрытия аркосолия в южной стене собора, где находилась белокаменная рака Леонтия. Исследователям неясно, можно ли вполне полагаться на датировки этих событий в Тверском сборнике 1161 и 1162 гг. («Полное собрание русских летописей», том 15); они могут отталкиваться от известной даты пожара деревянного ростовского собора (1160 г.). В то же время нечем подтвердить и датировки в поздних (третьей и четвёртой, по Василию Осиповичу Ключевскому) редакциях Жития – 1164 и 1170 гг. Исследователи считают весьма вероятным, что в 1160 гг. была создана в своей основе и древнейшая (Ростовская, по Герману Юрьевичу Филипповскому; Синодальная, по Георгию Владимировичу Семенченко) редакция Жития Леонтия, вошедшая в «Пролог» (наиболее ранние списки: Исторический музей, оба – второй половины XIV в.). При Ростовском епископе Иоанне (1190–1214 гг.), но прежде 1204 г. (когда собор времён князя Андрея Боголюбского разрушился) произошло формальное прославление Леонтия во святых с назначением дня памяти 23 мая (в третьей и четвёртой редакциях оно приурочено к 1194 г.). В связи с этим к древнейшему Житию были добавлены соответствующее сообщение и рассказ о случившемся позже чуде: о видении пономарю восставшего из гроба Леонтия, служившего ночью в храме, и о расслаблении некоего клирика, хотевшего поутру загасить свечи, возгоревшиеся во время чудесного богослужения. Заключительная похвала Леонтию выдает её текстуальную зависимость от «Слова о законе и благодати» Киевского митрополита Илариона. Самые ранние списки распространённой Троицкой редакции древнейшего Жития исследователи относят к 1420 гг. (Российская государственная библиотека). Время её создания спорно: до 1204 г. (В.О. Ключевский) или после 1231 г. (Г.В. Семенченко), когда 25 февраля мощи Леонтия были возвращены в восстановленный кафедральный собор (начиная с 1204 г. они почивали в церкви Иоанна Предтечи). На епископа Иоанна рукописная традиция праздничных и служебных Миней начиная с XV в. указывает как на создателя канона Леонтию, помещённого в Минее, но встречающегося и отдельно (например, в сборнике Российской национальной библиотеки): «творение Иоанна епископа». Однако в старших, пергаменных списках служебных Миней, связанных с Ростовской епархией (Российский государственный архив древних актов), около 1415 г. (Ярославский музей-заповедник, начало XV в.) помещён канон гласа 6 без надписания имени (каковое в большинстве случаев является приметой датировки не раньше XV в.).

 



 
PR-CY.ru