ЛУКА, Жидята - Страница 9

В составе Собора Новгородских святителей память Луки празднуется кроме 10 февраля ещё 4 октября и в третью неделю по Пятидесятнице. Наиболее раннее известное указание на то, как изображать Луку, исследователи встречают в Строгановском лицевом подлиннике в отдельном перечне, без указания дня памяти: «Подобием Иоанна Богослова, [брада] Иоанна Богослова, на конце поуже, космачки, ризы святительские, в клабуке» (Библиотека Академии Наук, конец XVI в.). Исследователи отмечают, что к этому описанию близок образ Луки на иконе письма священника Георгия Алексеева «Новгородские святые» (1728 г., Третьяковская галерея), где святые различных чинов изображены по сторонам древа, поднимающегося над новгородским Детинцем. Лука представлен вверху слева, в центре ряда Новгородских святителей. Он облачён в одежды епископа (саккос, белый клобук, омофор), борода короткая и округлая. Также в Соборе Новгородских святых Лука изображён на иконе «Новгородские чудотворцы» XVIII в., опубликованной по прориси из собрания Андрея Михайловича Постникова. Внутри храма (как полагают исследователи, новгородского Софийского собора) стоят в несколько рядов, обратившись к иконе Софии Премудрости Божьей, святые. Лука замыкает первый ряд слева, на нём святительские ризы, омофор, белый клобук; борода длинная, сужающаяся. Подобные иконы, на которых изображены многие Новгородские святители, писали в Новгороде в XIX и в начале XX вв. Исследователи отмечают, что фигура святителя не всегда может быть отождествлена из-за утраты надписи (например, на иконе первой трети XIX в. из частного собрания). Образ Луки есть также на двух иконах конца XIX в. (с поновлениями, в том числе имён святых, второй половины XX в.). Он изображён обычно в третьем ряду, имеет некоторые особенности. Как и другие Новгородские святители, Лука облачён в крещатые ризы, но голова не покрыта, поэтому видны длинные волосы. В руках держит одноглавый храм, условное обозначение новгородского Софийского собора, как на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» конца XIX – начала XX вв. (все – в церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде); почти идентичное изображение Луки воспроизведено на хромолитографии Ефима Ивановича Фесенко, отпечатанной в Одессе (1902 г.), только Святая София здесь изображена как пятиглавый храм, с фасадом, разделённым пилястрами. Подпись на нимбе именует святого его историческим прозвищем – Жидята. Схожий тип лика святого написан на иконе (1960 гг.) из местного ряда иконостаса нижнего придела церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде. Лука стоит во втором ряду рядом со святителем Никитой (в центре), его руки не видны, в подписи он назван как «Ст. епкпъ Лука».



 
PR-CY.ru