ЛУКА, Жидята - Страница 7

Местная канонизация Луки произошла в 1439 г. при Новгородском архиепископе Евфимии II Вяжицком, вместе с установлением почитания некоторых других Новгородских святителей конца X – начала XV вв. (Иоакима, Германа, Аркадия, Гавриила, Мартирия, Антония, Василия Калики и Симеона). Панихида им служилась 4 октября (с XVII в. – 10 февраля). С именем Луки связано местное церковное предание о строительстве и росписи Софийского собора («Сказание о церкви Святыа Софиа Премудрости Божия в Великом Новеграде»). Согласно «Сказанию...», Лука, увидев, что Христос Пантократор был изображён в центральном куполе храма не с благословляющей рукой, а со сжатой, приказал греческим мастерам исправить фреску. После того как мастера закончили работу, послышался глас Господень с неба, повелевший, чтобы они вновь написали руку сжатой, т.к. в ней Христос держит Новгород; рука сама разожмётся, когда Новгороду будет «скончание». «Сказание...» было включено в Новгородскую Четвёртую летопись по списку Петра Петровича Дубровского (свод 1539 г.) в новгородские летописные памятники XVII в. («Полное собрание русских летописей», том 43, том 30), а также в сборники, составленные не раньше 1520 гг. (больше 30 списков XVI–XVII вв.). Согласно Вере Григорьевне Брюсовой и Елены Леонидовны Конявской, «Сказание...» оформилось около 1108 г., когда была в летописи зафиксирована роспись собора Святой Софии, при этом В.Г. Брюсова убеждена в создании первых сохранившихся фресок собора Святой Софии уже в 1051–1052 гг. Раннее происхождение памятника, тем не менее, исследователи считают весьма проблематичным. Судя по ранним летописным и новейшим искусствоведческим данным, до начала XII в. роспись Софийского собора не производилась, за исключением создания отдельных фресок в галереях в последней четверти XI в.; фреску Пантократора исследователи относят к росписи, начатой в 1109 г. киевскими мастерами. Рассказ о приходе в Новгород «иконных писцов из Царяграда» и о чуде образа Спаса с большей вероятностью мог возникнуть, как полагают исследователи, позднее, во-первых, вследствие канонизации Луки в 1439 г. и возникновения связанного с его именем агиографического дискурса; во-вторых, по аналогии с рассказом «Киево-Печерского патерика» (1222–1226 гг.) о приходе в Киев греческих живописцев для росписи Успенского собора Киево-Печерского монастыря и о чуде от иконы Божьей Матери (см. Двенадцать греков). Мотив «граду скончания», как полагают исследователи, был порождён тревожной атмосферой 1470 гг., когда независимость Новгородского государства находилась под угрозой.

 



 
PR-CY.ru